Владимир Зеленский. Фото: U.S. Embassy Kyiv Ukraine / Flickr.com

Владимир Зеленский. Фото: U.S. Embassy Kyiv Ukraine / Flickr.com

Несмотря на двухмесячный карантин из-за COVID-19 в России и Украине, в переговорном процессе по урегулированию на Донбассе и вокруг него с середины марта происходит какое-то движение с прямым участием «политических тяжеловесов». И не только в режиме видеоконференции.

11 марта глава офиса президента Украины Андрей Ермак и заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак впервые лично участвовали в заседании трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске, где даже был анонсирован новый механизм урегулирования – Консультативный совет представителей общественности Донбасса. А 12 мая, несмотря на перекрытые границы России и Евросоюза, Дмитрий Козак экстренно прибыл в Берлин для проведения двусторонних переговоров с советником канцлера ФРГ Ангелы Меркель, где удалось достичь «соглашения о взаимных дальнейших действиях по урегулированию конфликта на Украине» (детали этих договоренностей не разглашаются). 30 апреля главы МИД «нормандской четверки» в видеоформате сверили часы по реализации решений Парижского саммита в декабре 2019 года. А после видео-заседания ТКГ 14 мая украинская сторона начала заявлять о «смене стратегии Зеленского по Донбассу» и переформатировании переговоров для повышения их официального статуса.

Может показаться, что стороны близки к какому-то прорыву, пандемия COVID-19 и разразившийся экономический кризис вроде бы подталкивают к компромиссу и ускоряют переговорный процесс. Даже в США зазвучали призывы к полному снятию санкций с РФ, если Москва под воздействием падения цен на нефть решит сократить свои издержки и достигнет соглашения с Киевом о «выходе из Донбасса» (и, как максимум, даже из Крыма). А вызвавший большой резонанс доклад Международной кризисной группы «Мир в Украине: война в Европе» предлагает Евросоюзу не только поэтапно снимать санкции с РФ по мере реализации Минских соглашений, но и начать с Москвой отдельный диалог по российским озабоченностям в области безопасности в Европе, которые, по мнению авторов доклада, были одной из причин конфликта на Донбассе.