Владимир Путин. Фото: Unsplash.com

Владимир Путин. Фото: Unsplash.com

Статья Владимира Путина «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим» в своей первой историографической части не оправдала завышенных ожиданий. Она не содержит принципиально новых моментов, кроме разве что впервые с 1989 года представленной на высшем уровне трактовки о «добровольной инкорпорации» государств Балтии в состав СССР.

Больший интерес представляет обращенная в будущее вторая часть статьи, где президент России говорит о необходимости сохранить «без искажений» принципы мирного развития, заложенные в 1945 году Ялтинской и Сан-Францисской конференциями союзных держав, главным историческим достижением которых стало «согласие создать механизм, который позволил бы ведущим державам оставаться в рамках дипломатии при разрешении возникающих между ними разногласий».

Этот идеал – своего рода дипломатический «конец истории», превзойти который уже не дано – Владимир Путин видит в структуре Совета Безопасности ООН и в институте его постоянных членов, обладающих правом вето, которое является «единственно разумной альтернативой прямому столкновению крупнейших стран»:

«Это заявление одной из пяти держав, что то или иное решение для нее неприемлемо, противоречит ее интересам и представлениям о правильном подходе. И остальные страны, даже если они не согласны с этим, принимают такую позицию как данность, отказываясь от попыток воплотить в жизнь свои односторонние устремления. То есть так или иначе, но нужно искать компромиссы».

Владимир Путин не первый раз обращается к «системе Ялты» как оптимальной модели международных отношений во времена геополитической турбулентности. Впервые «оду Ялте» российский лидер представил в своей речи на Генассамблее ООН 28 сентября 2015 года, призвав США к формированию «новой антигитлеровской коалиции» против международного терроризма, но не встретил понимания Барака Обамы.

СБ ООН и все остальное

В нынешней статье Путин фокусируется на принципах деятельности СБ ООН как уникального механизма предотвращения большой войны или глобального конфликта. Он отвергает как безответственные «призывы отменить право вето и отказать в особых возможностях постоянным членам Совбеза», что с его точки зрения превратит ООН в Лигу Наций – «собрание для пустых разговоров, лишенное каких-либо рычагов воздействия на мировые процессы». Он подчеркивает, что создание современной системы международных отношений во главе с ООН является важнейшим итогом Второй мировой войны, позволяющим даже при самых непримиримых противоречиях между ведущим державами находить «формы мирного сосуществования и взаимодействия».

Путин предлагает считать такую систему мироустройства верхом совершенства и призывает представителей держав-победительниц гарантировать, чтобы она сохранилась, для чего нужно «проявить волю и обсудить будущее». Далее он переходит к своей главной дипломатической инициативе 2020 года – встрече лидеров «ядерной пятерки» СБ ООН (предложение принято всеми лидерами, но встреча отложена из-за пандемии коронавируса) и впервые в общих чертах обозначает контуры ее возможной повестки.