Фото: Фото из аккаунта Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) / ВКонтакте

Фото: Фото из аккаунта Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) / ВКонтакте

Инстаграм Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) – пожалуй, лучший из аккаунтов российских НИИ в социальных сетях. 5 июня представительству института в инстаграме исполнилось два года. Republic узнал, кто и как ведет соцсети института.

Выпускница философского факультета СПбГУ Анастасия Усова после университета работала в пресс-службах госкомпаний и в музее современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург). В апреле 2018 года она узнала, что директор ААНИИ Александр Макаров ищет в штат пиарщика для развития внешних связей института и повышения его узнаваемости. А в перспективе – и для привлечения в ААНИИ молодых ученых. К слову, Александр Макаров – один из самых молодых директоров института за всю его столетнюю историю: сейчас ему 37, а когда он только заступил на свой пост, ему было 34 года.

Анастасия приступила к работе, куда, помимо прочего, входило создание официальных сообществ института в соцсетях и даже разработка фирменного стиля НИИ. С первого же дня работы девушка, по ее словам, исследовала все 10 этажей института в поисках союзников. Выяснилось, что большинство сотрудников весьма скептически относятся к соцсетям. Новости обсуждались в основном в коридорах института, объявления развешивались в лифтах, а о научных успехах можно было узнать из заседаний ученого совета и научных журналов. В ААНИИ работают уникальные специалисты, многие из которых печатаются в авторитетных международных изданиях и имеют весьма значительный индекс Хирша.

«Институт оказался полным интересных людей, историй и событий, но об этом мало кто знал извне», – пришел к выводу начинающий научный коммуникатор.

Союзники нашлись: ученые разных возрастов, от полевика до завлаба, согласились рассказывать о своей работе, делиться инфоповодами и фотографиями. Так появился материал, а вместе с ним и видение того, какими должны быть соцсети ААНИИ. «Я изучила наших полярных собратьев и поняла, что у нас будет другой подход. Маркером того, что направление правильное, были в том числе мои друзья, которые рассказывали мне, какой прием или публикация понравились им», – говорит Анастасия.

Фото: скриншот arctic_and_antarctic

Сейв в Антарктиде и первая тысяча подписчиков

В июне 2018 года аккаунты института были запущены в сетях «ВКонтакте», фейсбук и инстаграм. Через пару недель в инстаграм-аккаунте было 248 подписчиков, и встал вопрос, что делать дальше. И тут ААНИИ и его новой сотруднице очень повезло.

Однажды я наудачу написала одному известному блогеру, который к науке не имеет никакого отношения, с просьбой поддержать полярную науку. Блогер не просто ответил, а безвозмездно сделал про нас сторис, после чего на инстаграм-аккаунт ААНИИ подписались более 1000 мужчин (70%) и женщин (30%) 25–35 лет из Москвы, Петербурга и других городов, которые интересуются полярной наукой, не прочь пошутить и полюбоваться красивыми фотографиями. Добавим к этому сотрудников, коллег смежных специальностей, партнеров, студентов и людей, которые просто любят снег и мечтают сорваться в экспедицию.

Через две недели опять случились большие охваты: в 2018 году в России проходил чемпионат мира по футболу, и сотрудники станции «Беллинсгаузен» записали видео, в котором повторили сейв Акинфеева в Антарктиде. Ролик стал вирусным, и на инстаграм-аккаунт ААНИИ подписались новые люди.

Совершенно неожиданно, без платной рекламы и накруток в аккаунт института пришла, как говорят маркетологи, «качественная аудитория». К тому же оказалось, что именно инстаграмная аудитория лучше всего реагирует на хулиганские шутки, мемы и отсылки к массовой культуре, которые стали важными элементами стиля. Так именно инстаграм стал главной площадкой института в соцсетях.

Фото: Сториз из инстаграма ААНИИ

«С тех пор мы сосредоточились на том, чтобы делать интересный и понятный научно-популярный контент, – говорит Анастасия. – Мы публикуем новости из жизни института, заметки про наших ученых, древний лед, нарвалов и других обитателей полярных широт, арктические и антарктические экспедиции, новые исследования и интересные открытия. Стараемся простым языком при помощи инфографики, иногда слегка занудных текстов и шуточек рассказывать нашим подписчикам про науку».

Фото: скриншот arctic_and_antarctic

В институте образовался пул ученых, которые любят свою работу и не прочь рассказать о ней. Среди сотрудников есть блогеры, у которых за время существования инстаграма ААНИИ заметно выросло количество подписчиков (впрочем, их подписчики тоже пришли в институтский инстаграм). Это, например, младший научный сотрудник отдела океанологии Сергей Кашин, ведущий научный сотрудник лаборатории изменений климата окружающей среды Алексей Екайкин, младший научный сотрудник отдела ледового режима и прогнозов Сергей Пряхин, младший научный сотрудник отдела географии полярных стран Ксения Полещук, младший научный сотрудник отдела взаимодействия океана и атмосферы Ульяна Прохорова.

Будни маленькой редакции

Анастасия начала свою работу одна, а теперь возглавляет в институте медиагруппу, в которую, помимо нее, входят три сотрудника: специалист по работе со СМИ и еще два специалиста медиагруппы (так официально называются должности). Но это формально, а на практике, по словам Анастасии, «это абсолютно универсальные трудоголики, которые обожают свою работу и могут сделать все на свете – от написания увлекательных текстов и настройки таргета до верстки буклетов, монтажа видео и работы в графических редакторах, организации лекций и выставок. Каждая неделя – это новый вызов и новые, порой неожиданные, задачи».

Работа медиагруппы ААНИИ похожа на будни маленькой редакции: летучки, совместное обсуждение инфоповодов. Анастасия как главред финально одобряет идеи, прежде чем они идут в работу. Кроме того, лонгриды, написанные сотрудниками медиагруппы, проверяют ученые института на наличие неточностей.

Наука и ребрендинг

Кроме ведения соцсетей, у медиагруппы есть и другие задачи. Уже разработан новый фирменный стиль института: от логотипа до брендбука. С его использованием выпускается сувенирка (ее разыгрывают в качестве призов в конкурсах в инстаграм-аккаунте), сейчас ведется работа по созданию нового сайта ААНИИ.

Для разработки нового фирменного стиля выбрали питерское брендинговое агентство shishki.collective – создателей нашумевшего в начале пандемии «карантинного» онлайн-бара Stay The Fuck Home Bar.

Михаил Шишкин, основатель и руководитель shishki.collective:

К нам пришли с интересной задачей освежить образ большого серьезного научного института со 100-летней историей, чтобы он стал интересен молодым ученым и в целом более широкой аудитории. Обычно мы опасаемся государственных проектов, они бюрократизированы. Но здесь мы увидели крутую команду в лице медиагруппы и директора Александра Макарова.

Работа проходила в несколько этапов. Сначала мы создали айдентику для студенческого конкурса научных и творческих проектов «66°33'», который проводит ААНИИ. Потом сделали айдентику к 200-летию открытия Антарктиды. Все это хорошо зашло, мы поняли, что можем делать то, что нравится и серьезным ученым, и людям помладше. И следующим большим проектом уже стал ребрендинг всего института.

Тут основной челлендж был в том, чтобы, с одной стороны, опереться на наследие института – его научную базу, ледоколы и знаменитых полярников, а с другой – сделать новый стиль модным и молодежным. Показать студентам: полярные исследования – это новый космос и снова sexy. Думаю, нам это удалось.

Проведение конкурса «66°33'» тоже было задачей медиагруппы ААНИИ. Суммарные охваты после информирования о нем в первый год проведения составили порядка 500 тысяч человек. Заинтересовавшиеся и принявшие участие студенты тоже пополнили аудиторию института в соцсетях.

Фото: скриншот arctic_and_antarctic

А после было медиасопровождение самой масштабной научной экспедиции последних десятилетий ТРАНСАРКТИКА 2019: на сайте института несколько раз в неделю в течение семи месяцев появлялись свежие репортажи от ученых с места событий. Не просто сухие отчеты, а настоящие приключенческие истории, прочитав которые, как говорит Анастасия, можно сдать госэкзамен по океанологии (частично, конечно). До сих пор ведется работа с документалистами, которые снимают картины о работе полярников.

Юбилеи и планы

В этом году у ААНИИ два больших юбилея – в январе исполнилось 200 лет со дня открытия Антарктиды, а в марте – 100 лет самому институту. К этим датам было подготовлено много интересного и увлекательного: лекции на самых разных площадках; экскурсии в святая святых – научные лаборатории ААНИИ; международная научная конференция к столетию ААНИИ; телемост со станцией «Прогресс» и ребятами из МДЦ «Артек», чтобы вдохновлять будущих исследователей с самого юного возраста. В феврале на южный материк отправились три школьника – победители конкурса Российской антарктической экспедиции ААНИИ, они уже вернулись со станции «Беллинсгаузен».

Фото: скриншот arctic_and_antarctic

Через несколько лет на воду будет спущено уникальное судно – ледостойкая платформа «Северный полюс» (судно строится по заказу Росгидромета на АО «Адмиралтейские верфи»). Для работы на платформе потребуются молодые ученые. Кто знает, может, кто-то из ребят, которые побывали на лекции, экскурсии или читают ААНИИ в соцсетях, свяжут свою жизнь с полярными исследованиями?

Итоги

С июня 2018 года аудитория аккаунта ААНИИ в инстаграме выросла до 11,5 тысячи подписчиков, во «ВКонтакте» – до 4,5 тысячи, а в фейсбуке – до 1,5 тысячи.

Медиагруппа все еще использует в работе только белые методы продвижения: сотрудничество с блогерами и партнерами, таргетированную рекламу, попадание в рекомендованное, интерактивные тесты и конкурсы.

«Наш главный инструмент продвижения и самый главный ресурс – это ученые ААНИИ и их истории, – говорит Анастасия. – Каждого полярника можно слушать часами, и он ни разу не повторится. Порой приходится катапультироваться из кабинетов в разгар самого интересного рассказа, потому что ждет много работы».