Владимир Путин во время посещения больницы в Коммунарке. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин во время посещения больницы в Коммунарке. Фото: kremlin.ru

Пандемия коронавируса началась почти полгода назад. Опыт этих тяжелейших месяцев сегодня позволяет сделать общие выводы о том, какие политические решения по борьбе с болезнью оказались эффективными, а какие провалились, и на их основании составить список базовых рекомендаций для политических лидеров. Некоторые из этих советов могут показаться довольно очевидными или, возможно, даже единственно логичными. Однако это совсем не так – лидеры наиболее богатых и просвещенных стран мира зачастую действовали вопреки тому, что сейчас кажется банальным здравым смыслом, и эти глупые ошибки стоили тысяч невинных жизней.

Не выбирать ученых себе по вкусу, но слушать научное сообщество

Страны, в которых политические лидеры не смогли выстроить эффективной коммуникации с научным сообществом, пострадали от пандемии сильнее всего. Врачи и ученые должны быть допущены к формированию кризисной политики, при этом политические лидеры должны не просто выбирать то или иное научное мнение исходя из своих собственных целей, но стремиться учесть все предложения и замечания.

Объяснение

Как минимум три президента, – Трамп, Болсонару и Лукашенко, – в государствах которых проживает почти 550 млн человек, проигнорировали рекомендации ученых по сдерживанию коронавируса и выступили в публичном пространстве с позиций ковид-диссидентов. Теперь США и Бразилия с огромным отрывом лидируют по количеству зараженных, а Беларусь находится на 6 месте по количеству зараженных на 100 000 человек.

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон совершил ошибку другого рода – вместо того чтобы изучить совокупное мнение научного сообщества, он выбрал ту трактовку происходящего, которая соответствовала его политическим целям. Научный консультант правительства Патрик Волланс предложил премьер-министру следовать в целом научной, но очень спорной стратегии «стадного иммунитета» – изолировать лишь пожилых, а людям до 40 лет дать переболеть. Этот метод позволил бы не вводить жестких ограничений и не закрывать экономику, поэтому Джонсон взял «стадный иммунитет» на вооружение, проигнорировав все остальные мнения и возражения научного сообщества, а также опыт других стран.

И лишь после исследования Имперского колледжа Лондона, которое прогнозировало, что каждому третьему пациенту может понадобиться интенсивная терапия, правительство отказалось от такого курса и ввело непопулярный и затратный, но эффективный жесткий карантин. Аналогичный путь проделало и правительство Швеции. В обеих странах теперь одни из самых высоких значений смертности от коронавируса – 14% в Великобритании и 11,6% в Швеции.

Стремиться к объединению общества и поддерживать доверие к правлению

Опыт показал, что уровень соблюдения гражданами государственных предписаний и рекомендаций напрямую связан с их одобрением правительства и доверием к нему. В странах и регионах, где эти показатели оказались низкими, люди пренебрегали карантином, что ухудшило эпидемиологическую ситуацию. Поэтому любому политическому лидеру на время пандемии следует отложить авантюры и политические конфликты и стремиться к общественной солидарности.