Сергей Лавров и Владимир Путин на международной конференции по Ливии. Фото: Kay Nietfeld / DPA / TASS

Сергей Лавров и Владимир Путин на международной конференции по Ливии. Фото: Kay Nietfeld / DPA / TASS

Принятые поправки в Конституцию РФ имеют и внешнеполитическое измерение. Причем две наиболее резонансные «внешнеполитические поправки» – про неотчуждаемость российских территорий и про превалирование российских законов над международным правом – будут иметь достаточно ограниченный практический эффект. Гораздо важнее «обнуление» Путина.

Спросят ли актера Машкова

Символически поправка про «неотчуждаемость российских территорий» (дополнение в Статью 67) касается прежде всего Крыма и Южных Курил, табуируя для российского руководства такие сценарии международно-правового оформления территориальных споров, которые повлекли бы за собой передачу ныне контролируемых Россией территорий и водных пространств.

Но в реальности этой проблемы нет. Применительно к Крыму «вопрос об отчуждении территории» не ставится даже лидерами несистемной российской оппозиции («Крым не бутерброд»). Все немаргинальные политических игроки в РФ уверены, что долгосрочное урегулирование отношений с Украиной должно включать признание Киевом российского суверенитета над Крымом (цена этого признания – отдельный вопрос). Альтернативой такому дипломатическому решению выступает большая война. Запад же, сегодня официально признавая Крым территорией Украины, не будет иметь оснований и возможности заблокировать иное территориальное решение, если о нем договорятся между собой Москва и Киев.

Что касается Южных Курил, то поправка лишь создает для Москвы более сильную переговорную позицию с Японией и защищает Кремль от «ура-патриотических критиков» возможного компромиссного решения в соответствии с совместной декларацией 1956 года о добровольной передаче Японии после заключения мирного договора четырех малых островов Шикотан и Хабомаи. В поправке содержится важная оговорка: «За исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами». Хотя поправка запрещает дипломатам ведение переговоров об отчуждении территорий, вопрос по Южным Курилам Москва предлагает Токио решать после заключения мирного договора и признания российского суверенитета над Южными Курилами по итогам Второй мировой войны посредством «уточнения и делимитации границы».

Вот почему в Токио, хоть и напряглись, но пока не стали драматизировать ситуацию и намерены продолжать переговоры. Именно это имел в виду Владимир Путин, в январе отвечая актеру Владимиру Машкову (фронтмену поправки), что надо «аккуратнее все прописать, потому что мы с некоторыми странами еще ведем переговоры».