Память о событиях на площади Тяньаньмэнь – кровавом подавлении студенческих протестов в Пекине 4 июня 1989 года – одна из самых запретных тем для обсуждения в Китайской народной республике. Упоминания об этом в прессе практически невозможны, высказывания в интернете тщательно отслеживаются, а простые граждане, застигнутые на улице съемочной группой какого-нибудь западного телеканала, испуганно отвечают, что о «событиях 4 июня» (так это официально называются в КНР) они совсем, совсем ничего не знают.

В результате события, случившиеся каких-то 30 с небольшим лет назад, воспринимаются сегодня чуть ли не как факт древней истории: подробности неясны, описания противоречивы, а число жертв бойни неизвестно даже приблизительно.

Тем более ценно свидетельство из первых рук. Социолог и историк Лунь Чжан, автор графического романа «Тяньаньмэнь 1989: наши разбитые надежды» (только что вышел по-английски в калифорнийском издательстве IDW Publishing) – активный участник событий на площади. Причем не простой участник: Лунь, в то время студент-социолог Пекинского университета, возглавлял студенческий комитет, отвечавший за охрану и безопасность митинга, поэтому он видел события и в мельчайших подробностях, и в общей перспективе. После расправы над студентами Луню удалось бежать в Гонконг, сегодня он живет и преподает в Париже.

В автобиографическом 112-страничном комиксе, соавторами которого выступили французский журналист, специалист по Китаю Адриен Гомбо и известная барселонская комиксистка Надя Амезиан Гарсия, Лунь показывает, что события 1989 года стали кульминацией длительного процесса, порожденного экономическими реформами конца 1970-х. Впрочем, книга начинается с еще более отдаленных подступов – с детства героя, пришедшегося на годы «культурной революции» Мао Цзэдуна.