Голосование по поправкам в Конституцию РФ стало первым общероссийским политическим мероприятием, на котором свой голос можно было отдать онлайн (пусть даже это нововведение распространилось только на Москву и Нижегородскую область). Явка на электронное голосование составила 93%, а некоторым оно дало возможность отдать свой голос дважды и даже трижды.
Все это (даже то, что спустя некоторое время онлайн стали доступны номера паспортов всех участников электронного голосования) не смутило президента РФ, отметившего, что процедура «была организована на высочайшем уровне», и главу ЦИК Эллу Памфилову, уже готовую распространять опыт на другие регионы.
Впервые же е-голосование было реализовано в России прошлой осенью на выборах в Мосгордуму (и тоже вызвало критику экспертов). Напомним, что при его подготовке аппелировали к опыту Эстонии, которая проводит электронные выборы уже почти 15 лет.
Republic пообщался с Республиканской избирательной комиссией Эстонии и компанией Cybernetica, которая создала в стране цифровую инфраструктуру для е-голосования. Мы попытались разобраться, как она работает, и сравнить ее с российским аналогом.
История вопроса
Возможность проведения электронных голосований была предусмотрена эстонским законодательством в 2002 году – тогда же, когда гражданам страны начали выдавать пластиковые ID-карты с чипами, полностью заменяющие внутренние паспорта. Эти карты и стали идентификаторами граждан на электронных выборах.
Впервые (это был мировой прецедент) проголосовать через интернет на общенациональных выборах эстонцы смогли в октябре 2005 года, выбирая муниципальные власти. По данным отчета для Совета Европы, этой возможностью воспользовались 9317 граждан страны, или 1,85% от проголосовавших. Общая явка на выборах тогда составила 47,4%.
Сегодня электронное голосование в Эстонии используется на выборах всех уровней – муниципальных парламентских, выборах в Европарламент и на референдумах. Официальная статистика показывает, что процент проголосовавших через интернет от общей явки в последние годы колеблется от 30,5% (парламентские выборы 2015 года) до 46,7% (прошлогодние выборы в Европарламент). ID-карты сегодня есть уже у 90% эстонцев.