Ян Марсалек. Фото: Wirecard

Ян Марсалек. Фото: Wirecard

Скандал с немецкой финтех-компанией Wirecard ударил по множеству людей, которые и слыхом не слыхивали о ее существовании. Два года назад она заняла место Commerzbank в германском индексе «голубых фишек» DAX. Потом обогнала по капитализации Deutsche Bank, став самой дорогой финансовой компанией Германии. Но ее бизнес не на слуху, ведь Wirecard не выпускает модные гаджеты, не владеет сетью фастфудов, а просто обеспечивает проведение онлайн-платежей. Зато у нее сотни тысяч клиентов. Достаточно сказать, что в 2017 году Wirecard купила у Citigroup подразделение предоплаченных банковских карт, работающее с 20 тысячами ритейлеров из 11 стран.

18 июня ее аудитор EY сообщил, что не может подтвердить наличие на счетах Wirecard 1,9 млрд евро. А это около четверти средств, которые должны быть в распоряжении компании. Через неделю Wirecard подала на банкротство – и британский регулятор FCA заблокировал деятельность одной из ее «дочек». Клиенты сервисов, которые пользовались ее услугами, неожиданно лишились доступа к своим деньгам. Среди них оказались пользователи популярной в СНГ системы Payoneer (с ее помощью любят рассчитываться фрилансеры и онлайн-торговцы), стартап основателей «Точки» Anna Money, держатели универсальной пластиковой карты Curve, а также клиенты Holvi, Pockit, Crypto.com, CardOneMoney и многих других сервисов.

Видимо, из-за большого количества пострадавших FCA с 30 июня снял ряд ограничений, и счета были разморожены.

Payoneer уже обещала, что никто из ее клиентов не потеряет ни цента. Но куда подевались 1,9 млрд евро, существовали ли они вообще и кто компенсирует потери, остается пока загадкой.

Wirecard стала первой компанией из индекса «голубых фишек» DAX, которую постиг крах. В прошлом году ее капитализация доходила до 24 млрд евро, а сейчас упала почти на 99%. Интересно, что это уже не первый случай, когда компанию подозревают в проблемах с отчетностью. Вопросы к ней возникали в 2008, 2015, 2016 и 2019 годах. Например, в начале прошлого года газета Financial Times (FT) описывала такую схему: Wirecard переводила деньги из банка в Германии в Гонконг, перечисляла их подставному клиенту, который «расплачивался» ими с индийским подразделением Wirecard. В итоге по документам в Индии компания получала доход.

После публикации котировки акций стали снижаться. Но большая часть 40%-го падения потом была компенсирована. Сказать спасибо за это надо SoftBank, объявившему об инвестициях в компанию в размере $1 млрд. Wirecard обвинила журналистов в погоне за сенсацией и манипулированием рынком. Внутреннее расследование не выявило нарушений. Интересно, что возглавлял это расследование Марсалек.

Как Марсалек попал в Wirecard

Гендиректора Wirecard Маркуса Брауна арестовали 22 июня, и в тот же день суд отпустил его под залог 5 млн евро. А вот Яна Марсалека не могут найти до сих пор. Он прекратил брать трубку, как только EY сообщило о недостаче. Некоторое время он выборочно отвечал на сообщения в Telegram. Например, через два дня после побега написал обеспокоенному другу, что находится «в безопасном месте». Часто его сообщения сопровождались смайликом с рыдающей рожицей.