Михаил Вильчук, пресс-служба ЦВЗ "Манеж"
«Немосква» за нами
Выставка «Немосква не за горами» с экспрессивным двойным отрицанием в заглавии, рассчитанном на хэштеги инстаграма, – часть большой платформы «Немосква». Поддержку проекту оказывают «Сибур» и Фонд Владимира Потанина, хорошо известный культурной работой в регионах, отделить которую от экологической катастрофы в Норильске теперь получается с трудом. В петербургском «Манеже» эта экспозиция стала первой, целиком смонтированной после карантина. Пандемия, фактически закрывшая для людей и художественных ценностей международные границы, актуализировала внутренние перемещения.
Выставка про самоощущение молодых авторов в разных городах состоит из семи частей, сделанных разными кураторами. Все они балансируют между образами органического и конструктивного, стихийного и продуманного, «болота» и «карты» – это не только поэтические метафоры, но два подхода к формообразованию, которые в заполненном экспонатами пространстве на двух этажах «Манежа» обнаруживают свою схожесть. Среди болот линией на карте с запада на восток прокладывал путь поезд, на котором кураторы и художники в конце лета 2018 года отправились в путешествие по Транссибу, чтобы открыть новые имена и географические точки.
О современном искусстве, существующем в других городах страны, обе российские столицы знают одинаково мало. Основной пафос проекта «Немосква» можно описать очень русским по своей сути выражением: «Везде люди живут».
Михаил Вильчук, пресс-служба ЦВЗ “Манеж“
Он начался в 2017 году, а годом раньше Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) перешел в подчинение РОСИЗО, потеряв независимость и своих основных сотрудников вместе с основателем Леонидом Бажановым. Заявленный “проект межрегионального взаимодействия в области современного искусства” был не в последнюю очередь призван доказать новому начальству полезность современного искусства. А для хорошо знакомых с ситуацией стал сигналом: “выживаем, как можем”. В начале 2020-го ГЦСИ вошел самостоятельной единицей в состав ГМИИ им. Пушкина, поэтому его директор Марина Лошак представляла “Немоскву” в Петербурге.