Александр Лукашенко на переговорах с Владимиром Путиным в Сочи, 14 сентября 2020 года. Фото: Kremlin.ru

Александр Лукашенко на переговорах с Владимиром Путиным в Сочи, 14 сентября 2020 года. Фото: Kremlin.ru

Больше 150 тысяч человек вышло на очередной воскресный марш оппозиции в Минске. Протестующие по призыву Telegram-канала NEXTA направились в район Дрозды, где проживает белорусская политическая элита. Путь им преградили силовики, а тех, кому все же удалось добраться до Дроздов, жестко разогнали. В целом на акциях протеста в белорусской столице, по официальным данным, задержали более 400 человек.

Александр Лукашенко по-прежнему не собирается идти на какой-либо диалог с протестующими, подтверждая свой месячной давности тезис о том, что «не уйдет под давлением и через улицу». Старый президент бравирует поддержкой России, регулярно созваниваясь с Владимиром Путиным – своеобразной публичной кульминацией этой поддержки было предназначено стать встрече двух президентов в Сочи 14 сентября.

Лидеры протестующих, кажется, прекратили надеяться на возможность прямого контакта с Кремлем и перешли к публичным высказываниям. В преддверии 14 сентября Координационный совет (КС) белорусской оппозиции обратился «к российской общественности и официальным лицам» с опровержением своей якобы антирусской позиции (об этом любит говорить Лукашенко) и просьбой о поддержке «реального, а не бутафорского, диалога внутри страны между разными политическими силами». Поддержка Россией Лукашенко, по мнению КС, приведет к «гуманитарной катастрофе». Светлана Тихановская опубликовала обращение к Путину: «Что бы вы ни приняли и о чем бы вы ни договорились во время встречи в Сочи – это не будет иметь законной силы», а Вероника Цепкало записала видео, в котором выразила мнение, что поддержка Лукашенко российскими властями ударит по отношениям между народами, в то время как за отказ от нее белорусы будут благодарны русским всегда.

Дали денег и о чем-то договорились

Открытое для журналистов начало встречи двух президентов дало только одну интересную новость – Путин пообещал Белоруссии кредит на $1,5 млрд. Тихановская сразу же отреагировала на это, заявив, что «Лукашенко, а не наш народ, должен будет отдавать этот кредит». Опасный словесный прецедент для будущего – при условии, что Лукашенко достаточно скоро лишится власти.