Кадр из сериала «Доктор Хаус». Фото: Universal Television

Кадр из сериала «Доктор Хаус». Фото: Universal Television

Американский когнитивист Дэниел Уиллингем – один из ведущих современных специалистов в области психологии обучения. В своей новой книге «Почему ученики не любят школу?» (вышла недавно в ИД Высшей школы экономики) Уиллингем рассуждает в том числе и о том, можно ли с самого начала привить детям навыки настоящего научного мышления. По его мнению, это совсем не так просто, как думают составители «прогрессивных» школьных планов, сетующие, что школьное образование все еще так не похоже на серьезную научную работу.

Идея о том, что школьники с когнитивной точки зрения вполне способны действовать как ученые, – это ложное допущение, говорит Уиллингем. И дело тут совершенно не в том, что ребенок пока еще знает меньше, чем специалист в той или иной науке: просто ум школьника устроен принципиально иначе, чем мышление ученого.

Вспомните, как были организованы занятия по естественным наукам в средней школе. Если вы прошли тот же путь, что и я, то уроки по естествознанию структурировались следующим образом:

1. дома вы читали раздел учебника, в котором объяснялся тот или иной принцип биологии, химии или физики;

2. на следующий день на уроке учитель объяснял этот принцип;

3. вместе с одноклассником вы выполняли лабораторную работу, которая иллюстрировала рассматриваемое основное положение;

4. вечером дома вы должны были решить задачу, т.е. попрактиковаться в применении этого принципа.

Похоже, все эти занятия школьников не имеют ничего общего с реальной научной деятельностью естествоиспытателей. Например, ученые никогда не знают, чем закончится эксперимент, который они собираются провести: эксперименты необходимы как раз для того, чтобы узнать, что произойдет, а затем естествоиспытатель должен объяснить полученные результаты, которые часто бывают и неожиданными, и внутренне противоречивыми.

В отрывке из книги, который мы публикуем с любезного разрешения издательства, автор книги объясняет, как работает метод научного мышления, на примере великого (пусть и вымышленного) диагноста – знаменитого доктора Хауса.

Дисклеймер: журнал бесплатно получает электронные версии книг от издателей для рецензирования и публикации фрагментов, однако это обстоятельство не влияет на наши оценки. Журнал не вступает в коммерческие отношения с издательствами и другими участниками книжного рынка.