Фрагмент инсталляции Ольги и Олега Татаринцевых «Утопая в цифрах»

Фрагмент инсталляции Ольги и Олега Татаринцевых «Утопая в цифрах»

Ilona-K Artspace

В высотках московского Сити никогда не было пространств, предназначенных для искусства и полагающихся им по статусу. Как полагаются музеи и галереи каждому пафосному небоскребу, будь то Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке, или Мори в Токио, или башни-близнецы Петронас в Куала-Лумпуре. И там галереи есть. У нас теперь тоже: в башне Mercury Tower открылась галерея Ilona-K Artspace.

Искусство идет небоскребу

Торчащие вверх автоматы и винтовки прорезают зал, будто впечатываясь в его панораму. Фоном служит открыточный вид из окна 40-го этажа. Автоматы – не настоящие, копии из керамики – часть инсталляции Ольги и Олега Татаринцевых «Утопая в цифрах», посвященной невидимому, но смертельному оружию – читай, ковиду. Эпиграфом к работе служит фрагмент «Чернобыльской молитвы» Светланы Алексиевич: «В зоне и вокруг зоны… Поражало бесчисленное количество военной техники». Работа дала название всей выставке Татаринцевых, которой открылась галерея Ilona-K.

Галерею учредила Илона Кесаева, выпускница Лондонской школы экономики и Института искусств Sotheby’s, дочь владельца и президента группы компаний «Меркурий» Игоря Кесаева и его жены Стеллы, коллекционера и мецената, основателя и президента Stella Art Foudation.

Последовательный адепт современного искусства, Стелла Кесаева еще в начале нулевых первой стала привозить в Россию Энди Уорхола, Тома Вессельмана, Жана-Мишеля Баскиа, Алекса Каца, она организовала в Эрмитаже первую в России выставку Ильи и Эмилии Кабаковых. Для своего фонда собрала феноменальную коллекцию, в которой весь марочный совриск, наш и зарубежный, от Ива Кляйна до Владислава Мамышева-Монро. На трех Венецианских биеннале – в 2011-м, 2013-м и 2015-м – она выступала в роли комиссара Российского павильона, подарив нам хотя бы на время ощущение стабильного имиджа страны в мире современного искусства. Это была, конечно, иллюзия, но невозможно было представить тогда, как резво те, кто придут на смену Стелле, повернут назад.

В любом случае проекты, показанные Стеллой Кесаевой в Венеции, создали Российскому павильону славу. Илона, старшая из ее троих детей, выросла на этом искусстве и, судя по первой же выставке, имеет к нему вкус. Желание устроить галерею удачно совпало с освободившимся на втором этаже башни «Меркурий» пространством. Место должно придать галерее положение, но и галерея способна украсить башню. Стелла в свое время признавалась, что тоже мечтала открыть там галерею, но все осложнялось пропускным режимом, из-за которого невозможно было сделать место общедоступным. Тогда речь шла только о 40-м этаже – сейчас там можно увидеть продолжение экспозиции. Начало ее – на втором, посещение которого не требует пропуска. Раньше там было кафе.