«Это такой вариант, что ли, Фишера в юбке», – сказал про юную героиню «Хода королевы» 13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, приглашенный режиссером Скоттом Фрэнком консультировать сериал, чтобы в нем не оказалось шахматных нелепостей. Про упомянутого им Бобби Фишера – 11-го победителя шахматного чемпионата – другой чемпион, под номером шесть, Михаил Ботвинник, заявил когда-то, что этот «атипичный американец» был «куда более популярен в СССР, нежели у себя на родине». Не потому, что любил коммунистов, просто СССР был единственной шахматной сверхдержавой. А Фишера, который уже в пятнадцать лет играл в матче претендентов на корону, а в двадцать девять ее завоевал, мало что в жизни волновало помимо шахмат. И это роднит его с Бет Хармон – вымышленной шахматисткой-вундеркиндом, про которую снят «Ход королевы» (The Queen's Gambit), уверенно лидирующий сейчас в рейтинге Netflix.
Игра в бисер
У девятилетней Элизабет Хармон погибает в автокатастрофе мать. Девочка попадает в сиротский приют, где проникается страстью к шахматам, которым ее учит местный завхоз, и привыкает к транквилизаторам, которыми в то время бездумно закармливали детей. Бет обнаруживает сверхъестественный талант к игре: решает в голове, подобно набоковскому Лужину (еще один явный прототип), сложнейше комбинации («он лежал на солнце в саду, разыгрывая в уме партии»), побеждает в турнирах, и к двадцати годам собирает весь урожай наград, на которые принципе может рассчитывать шахматист. Причем шахматист-мужчина: дело происходит в консервативной Америке 1960-х, а начинается история и вовсе в 1957-м.