В аналоговую эпоху вспомнить почивших близких людей можно было с помощью писем, фотографий, видео- или аудиозаписей. В цифровую эру количество следов человека, оставленных в виртуальном пространстве, значительно увеличилось – от чатов и соцсетей до цифровых аватаров в видеоиграх. По некоторым подсчетам, в ближайшие десятилетия умрет более 3 млрд человек, и все они оставят свой цифровой след. Смогут ли владельцы баз данных устоять перед соблазном сделать это поле прибыльным? Остановят ли их этические нюансы, связанные со скорбью?
Цифровая жизнь после смерти
После смерти сына Джоэла супруги Эми и Райен Грин решили увековечить его в цифровом образе в игре That Dragon Cancer. Аватар копирует его смех и манеры, и родители, как и любой другой, кто скачает игру, смогут общаться с ним.
«Я получаю множество писем от людей, которые пишут, что чувствуют так, как будто они знают Джоэла и скучают по нему», – говорит Эми Грин. Ей нравятся такие напоминания, потому что это в какой-то мере может показать людям, какой удар ощущают родители после потери ребенка.
Люди увековечивают память о своих близких не только в локальных играх, но и в таких крупных проектах, как, например, World of Warcraft. Игрок Элизабет Поттхофф признается, что обнаружила 37 «мемориалов» в этой игре. «Если вы часть какой-то культуры или сообщества, важно знать о тех, кто ушел до тебя», – поделилась она с Би-би-си.
Один из персонажей, Ахаб, просит участников помочь найти его собаку. Он обращается к ним голосом, который был записан мальчиком по имени Эзра – так его отец, Мика, решил увековечить память о сыне, умершем от рака. Мика признается, что для него это – момент воссоединения с ребенком. «Это эхо, это тень того, чего я действительно хочу – по-настоящему прикоснуться к нему, быть вместе вновь. Но это хоть что-то. Это не пустота».
На этом видео мать встречается со своей умершей дочерью, перенесенной в цифровой образ с помощью более продвинутой технологии – VR-шлема и перчаток. По информации издания Aju Business Daily, подготовка этого проекта заняла 8 месяцев. Команда программистов создала виртуальный парк, копирующий реальный, в котором гуляли мать с дочерью, и использовала технологию motion capture, чтобы записать движения девочки-актрисы для создания виртуального образа. «Возможно, это настоящий рай, – говорит мать девочки, Чжан. – Я встретилась с Наён совсем на короткое время. Но она улыбалась, и я была счастлива. Думаю, сбылась моя давняя мечта».
Уже сегодня технологии развились настолько, что существует возможность создавать довольно убедительные «дипфейки», способные запутать (и смутить) даже очень внимательного пользователя. Репликация образа человека в цифровом пространстве – чуть более продвинутая технология. Существуют опасения, что хотим мы того или нет, но воссоединение с почившими близкими людьми скоро может стать коммерчески востребованным сервисом. Это вызывает вопросы, на которые требуется ответить до того, как подобная технология станет мейнстримом.