Moderna и BionNTech разработали вакцины против коронавируса совершенно нового типа – на основе матричной РНК (мРНК). Но если немецкая BionNTech – пример того, как ученые благодаря своим открытиям стали миллиардерами, то американская Moderna – совсем другой случай. Это история о том, как изобретателю пришлось уйти из собственного стартапа, а главный приз достался инвесторам и гендиректору, который был нанят через год после его основания.
11 января Китай опубликовал расшифрованный геном SARS-CoV-2, всего около 30 000 знаков. Через 48 часов Moderna разработала (правда, только в компьютерной программе) вакцину. Еще через 40 дней, 24 февраля, гендиректор Moderna Стефан Бансель получил фото по e-mail. Он открыл ее с мобильного телефона и довольно заулыбался. На фото была коробка в кузове грузовика-рефрижератора. В ней находилось несколько сотен флаконов с экспериментальной вакциной Moderna от коронавируса. Грузовик вез их на проверку в Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний в Бетесде (Мэриленд). Moderna стала первым производителем, предоставившим вакцину, годную для клинических испытаний.
Через неделю Бансель и другие разработчики вакцин собрались в Белом доме. Один за другим они рассказывали о своих исследованиях. Но Дональд Трамп, казалось, пропускал их слова мимо ушей и реагировал только на упоминание сроков и дат.
Тогда Бансель сказал, что ему нужны считаные месяцы, чтобы перейти ко второму испытанию вакцины из трех (весь процесс обычно растягивается лет на 10, но вакцины против covid-19 испытываются по ускоренной процедуре). «Так ты говоришь, что через несколько месяцев сможешь сделать вакцину?» – оживился Трамп. «Все верно», – подтвердил Бансель. Главный инфекционист США Энтони Фаучи при этих словах нервно заерзал на своем месте, но Бансель опередил его, уточнив: «На второй фазе у вас будет не вакцина, а вакцина для тестирования». Это был один из примеров сверхъестественной способности Банселя говорить правильные вещи нужным людям в подходящий момент, констатировала CNN.
На следующий день после совещания Moderna получила разрешение регулятора FDA и первой в мире начала испытания на людях. В апреле госагентство BARDA выделило инвестиции разработчикам вакцин. Компании Sanofi, которая производит вакцины уже около 100 лет, досталось $30 млн. Johnson & Johnson (в лице «дочки» Janssen Research & Development) – $456 млн. А Moderna, у которой на тот момент 15 препаратов находилось в разработке, причем ни один препарат за всю ее историю не был выпущен на рынок, получила больше всех – $483 млн.
27 июля Moderna начала третью, завершающую стадию испытаний на людях – в тот же день, что и BionNTech, работающая в связке с Pfizer. Вакцину обоих стартапов нужно вводить двумя дозами. Но у Moderna перерыв между дозами четыре недели, а у BionNTech – три. В итоге BionNTech и Pfizer объявили об успехе испытаний 9 ноября, а Moderna отстала на неделю.
Однако ни Moderna, ни BionNTech не появились бы, если бы 30 лет назад одна иммигрантка в США не оказалась слишком упрямой.