Клип группы «Каста» «Выходи гулять» (про омоновца, на теле и даже аксессуарах которого проступает кровь – как у тех людей, которых он избивал) набрал в сети уже два с половиной миллиона просмотров и десятки тысяч комментариев. Песня была написана давно – а вот сюжет клипа, по словам участника группы Шыма, был навеян избиениями мирных протестующих в Белоруссии. Идея клипа более чем простая – все скрытое рано или поздно станет явным. В нашем веке с его скоростями «рано или поздно» означает «через пару часов, дней, в крайнем случае – недель». Но искусство, как известно, сообщает всегда больше, чем художник хотел сказать. В самом факте выхода видеоработы есть несколько символичных вещей, важных для всего постсоветского искусства.
Заметим, что в этом клипе не люди, а именно кровь играет заглавную роль. Кровь – субстанция молчаливая, но в качестве образа действует на нас магически – потому что не требует пояснений. Она завладевает нашим вниманием, завораживает, гипнотизирует человека, она как огонь или вода в этом смысле – никуда ты от нее не денешься.
Это удивительно слышать, конечно, если вспомнить, сколько литров бутафорской крови ежедневно проливает, например, патриотическое кино; но там кровь не производит такого впечатления, потому что в рамках контекста она «нормальна» (проливается «за правое дело»). Насилие в мирное время есть нечто принципиально иное (это пытается скрыть пропаганда, внушая нам необходимость жить в мирное время по законам военного). Насилие в мирное время принимает куртуазные позы, рядится в разные одежды, в том числе и белые – и местами ему это неплохо удается. Представление о том, что ради стабильности государства можно пролить пару «несмертельных литров», – именно в воспитательных целях, – в общем-то до недавнего считалось у нас негласной нормой. Но именно что до недавнего. Теперь в общественном представлении «так нельзя». Клип фиксирует эту важную смену общественных настроений – и отменяет прежние негласные договоры между властью и обществом.
Надо научится ставить памятники позорным событиям связанным с тиранией, деспотизмом и надругательством над человеческой жизнью и не просто героям событий, а скорее их антигероям. Тогда всем родителям придётся как-то объяснять эти памятники, что-то говорить своим детям. Может будет коряво, но думаю эффективно. Поэтому я лично приветствовал проект «Последний адрес» и немного его даже профинансировал. Хотя он немного не дотягивает до глобальной цели, внести в мозг всем чекистам, что быть на страже противозакония, это очень позорно и этот позор ложиться на века. А быть на страже закона - почётно. И белорусам после освобождения, желательно увековечить памятником с изваянием жестокого квазисиловика с зависшей воздухе дубинкой и присевшим, теряющим сознание протестующим. Именно так, с изваянием силовика, предавшего свой народ. Чтобы дети спрашивали, а что это? И уже с малых лет знали как это позорно, предавать присягу и обычных людей.
"...внести в мозг всем чекистам, что быть на страже противозакония, это очень позорно и этот позор ложиться на века. А быть на страже закона - почётно."?
А Вы серьёзно считаете, что они все так хорошо понимают, где закон, а где противозаконие?
А что тогда делать с законами, штампуемыми так называемым "бешеным принтером"?
Не знаю, меня, конечно, затопчут, как всегда, но только я всё-таки скажу, что единственное, что каждый ОМОНовец точно понимает (пока ещё худо-бедно понимает!) - это, что такое хорошо, а что такое плохо. То есть он "по понятиям" это ПОНИМАЕТ. Но ему же объяснили, что "по понятиям" нельзя, а надо по закону... Причём объяснили с обеих сторон!!:(
А по мне, так пусть бы уж лучше били "по понятиям" (не по воровским, конечно, а по естественным, человеческим) - глядишь, тогда бы и крови поменьше лилось...
Геннадий, комментируя меня Вы немного попутали времена.
-
Я говорил про желаемые конечные цели, фактически соглашаясь с автором, что начинать надо с воспитания детей. И я просто внёс предложение каким образом можно донести до ребёнка, что хорошо, а что плохо. А то сейчас наши памятники доносят только то, что героем быть хорошо. А вот что такое плохо доносят только очень при очень косвенно, а кто такое плохо не доносят никак. Вот с детства всё и идёт. Все готовы стать героями, но путаются в путях достижения результата. Ведь, как я указывал в первом комментарии, никто не донёс юному герою, что такое страдание отдельно взятого человека, затоптанного государственной машиной в своих корыстных целях. Вот и думает уже подросший герой, что спасает страну. И при её спасении чужая человеческая жизнь ничего не стоит.
А теперь, только представьте на Лубянке на опустевшей клумбе памятник, на котором чекист выбивает показания с гражданина в 1937-м. Да любой косяк ФСБ в СМИ будет начинаться с этой фотографии. И тут два варианта: снести ненавистный и позорный постамент или принять и осознать то что было и скорректировать свои чекистские взгляды в сторону общества. (К самой профессии чекиста отношусь положительно).
-
По поводу Вашего: «бьёт - значит любит», соглашусь с Вами, что сейчас наша целая огромная страна живёт по понятиям. Но Вы говорите про теперешнее состояние дел. И его, это состояние дел надо менять (надеюсь Вы согласитесь с этим утверждением). Иначе при серьёзном недопонимании между гражданином и государством у гражданина слишком маленький набор инструментов коммуникации с государством и все эти инструменты только «расшатывают лодку».
На эту же тему, из отечественной классики:
http://www.gr-oborona.ru/texts/1056975685.html
Нравятся мне эссе Архангельского. Спасибо ему :)
Версия интересная. Но если, например, французам с малолетства и в песнях, и в сериалах, и в мультиках объясняют про свободу, равенство и братство, и что людей бить, в принципе, нельзя, то откуда берутся полицейские, готовые глушить демонстрантов водомётами?
Простите, Б-га ради, а какое отношение свобода, равенство и братство имеют к преднамеренному уничтожению чужой частной собственности?
Протесты против полицейского насилия — отличная вещь. Ровно до того момента, пока они не переходят в ПОГРОМЫ и уничтожение имущества третьих лиц (как и самих третьих лиц). Как сказал в своё время беспокойный старикан Иммануил, свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека :)
Именно! Не знаю, или это так преподносится или просто складывается впечатление, будто демонстрантов разгоняют за сам факт демонстрации. Но нет, это ответ на погромы.
Мы заложники традиций, причем не все это осознают. Вот хрестоматийное стихотворение Некрасова "Размышление у парадного подъезда".
"Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель
Где бы русский мужик не стонал?"
С весьма символичным окончанием:
"Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?.."
Революция 1917 года привела не к свободе, а к еще более изощренному и кровавому рабству, о котором нынешняя власть, как и советская в прошлом, пытается забыть и найти в нем хорошее.
О мертвечине той системы написал Твардовский в "Теркине на том свете". По недосмотру ее пропустили, но потом до перестройки не печатали, как и последнюю поэму "По праву памяти".
И вот уже нынешняя власть постепенно превращает страну в мертвое царство, в "тот свет". А в нем всё прекрасно: "На том свете жалоб нет, все у нас довольны". Какие протесты могут быть? Недовольных надо бить и даже убивать. Такова логика Лукашенко, такова же логика российских властей, безоговорочно поддержавших белорусского диктатора.
Так вроде Теркина Хрущев читал сам и посмеивался, мол лихо бюрократа Твардовский высмеивает.
У меня хранится копия газеты, где говорилось, что встреча была специально подготовлена, не то в Сочи, не то в Крыму, на отдыхе. Хрущев, и не только он, смеялись, но потом Хрущева сняли, и Аджубея, напечатавшего поэму в "Известиях", зятя Хрущева, с работы выгнали. Оттепель закончилась. Началась эпоха Брежнева. Те товарищи писатели и поэты, которые смеялись, признали поэму антисоветской и выступали против ее публикации. Симонов потом за это перед Твардовским извинился и в воспоминаниях об этом написал, покаялся. Остальные нет.
Я конечное понимаю, что “не трогайте артистов, проституток и кучеров. Они служат любой власти”, но в клипе не хватает некоторого количества провластных артистов, спортсменов и поп-исполнителей из Putin Team.
Если не ошибаюсь, белорусский язык предусматривает форму "На Беларуси"?
Язык тоже - беларуски.
Только вот, де-факто, окончательно отказались от него на референдуме в 1995 году...
Мне, кстати, "Белоруссия" не особо нравится.
Чтобы чего не подумали, я не белорус, и там не проживаю ))
Только не будут в России говорить "Беларусь" - из принципа.
Принцип тот же самый, когда говорится только "на Украине", и ни в коем случае не "в Украине".
Это - любимая мозоль.
Видите, сколько у Вас комментариев собралось!
Пили мы тут с белорусскими родственниками лет пять назад в Литве, как ни странно. )) Тоже мне втирали про Беларусь и Белоруссию. А я им задаю вопрос, а в чём проблема названия Белоруссия. Они мне таков закон и значит так все называют. Значит говорю плохой закон. Не учитывает того, что людей очень много за пределами Беларуси живёт и многие просто привыкли. Зачем их ломать и заставлять. Они мне мол закон есть закон. Тогда я им про лукашенковские законодательные профанации, говорю почему жалуетесь и не хотите исполнять? Ведь закон по вашим словам всегда закон. Собутыльник возрастом помладше задумался и перестал меня прессовать. Понял наверное, что такое давление сродни лукашенковской деспотии. А тот что постарше аргументов не нашёл, кроме как мол я ещё молодой и поэтому дурак. Может Вы, Кирилл, аргументы приведёте, почему надо всех в принудительном порядке обязать выражаться в соответствии с законом? Может до меня дойдёт.
ПС Никаких принципиальных понятий не имею. Называю и так и так. Как и с Украиной. Надо Вам, да пожалуйста. Но давить зачем так и не понял.
-
По поводу уйдём от «Ваты». Сидели пили пиво уже в Москве. Опять с тем же родственником (который помоложе) Говорит, мол уйдём от вас. А я ему, а как ты себе это представляешь? Перестанешь ездить ко мне или меня больше на порог не пустишь? Я так же как и ты против Лукашенко. (Кстати я больше его знал, что происходит.) Или если я приеду мне всё запретят покупать? Или в России перестанут покупать?
Ну и ещё один вопрос задал про то знает ли он, что люди работающие в той же Германии или Польше очень сильно против делиться своими зарплатами. Это ещё немецкие экономисты подняли вопрос, что хорошо, что в Евросоюзе уровняются зарплаты. Но как бы они не уровнялись по уровню Болгарии. Поэтому каждая страна там в Евросоюзе сражается за свои интересы. А сражается тем, что всё технологичное обрабатывающее производство старается затащить на себя. Вот и Вас, Кирилл, хочу спросить, думаете, что вас как страну облагодетельствуют «там»? Дадут вам самое ценное в наше время - последние разработки в технологиях? Чтобы уменьшить свою зарплату и увеличить вашу?
В общем своего собеседника я опять заставил задуматься. Он ответить не смог. Если у Вас есть что-то логическое, как Вы уйдёте от «Ваты», (Украина с выкалыванием собственного глазика на зло нам обычным людям не в пример, это для меня не логично), говорите, я готов расширить свою границу соприкосновения с неизвестным.
ПС В любом случае я буду уважать ваш выбор, как и украинский. Не хотите дружить со мной, что ж, насильно мил не будешь, не дружите. Хотя меня это огорчает.
Вы из уважения к великой китайской культуре и в память о Тяньаньмэнь называете Китай - "Чжунхуа Женьмин Гунгхэго", а Пекин - "Бэйцзин"? Детский сад какой-то.
Владимир Сунгоркин: Если бы не поддержка Путина, Лукашенко уже не был бы президентом Белоруссии
Русский человек не может думать в обратную сторону, например так: из-за Путина у власти в Беларуси остается нелегитимный диктатор. Всегда в сторону царя смотрит и обращается русский человек. А то так доразмышляться можно... И следующее "если бы" уже выйдет пугающим. Хотя, газету наверно содержат и спонсируют, так что чего от главреда лжидать можно... Если бы он так не думал, то давно новый главред там сидел бы уже наверно.
Ну и вот характерно, новый лукашенко, вполне возможно, уже назначен, осталось подождать и проверить этот вариант:
https://www.youtube.com/watch?v=W2q_E3bfoD0&feature=emb_title
Очень большой процент россиян просто не знают этого, не видят и ежедневно пытаются выжить.
Телевизорная ложь для них - немножко морфия, чтобы не сойти с ума и пережить еще один день с надеждой на завтра.
Пожалуйста, не надо рисовать себе врагов, просто потому что у нас разный язык и названия.
А если не "нарисовать", врагов в смысле, то против кого тогда выступать??
Как вообще ориентироваться в политическом пространстве, если в нём "ничего не нарисовано"?? Можно, правда, попробовать тогда нарисовать "за кого" выступать... Но там почему-то всё больше какие-то персонажи из прошлого получаются... разные, у кого какие, но все уже мёртвые:(
Сам Престарелый садист, если что, всегда говорит только "Беларусь".
Godwin's law
Спасибо, замечательный текст. Может в этом секрет недо-эмансипации российского общества: «потому что у них был отец, который так и не повзрослел из-за нищеты» и «мать, грубая, как грузчик..»?
Но процесс этот необратим. В семьях, где образованные родители принципиально не применяют физ. Насилие при воспитании детей, в большинстве своем Вырастают свободные люди, отказывающиеся мириться запросто с арбитражным насилием людей находящихся на гос. Службе. Поэтому и Параджанов, и «Каста», и Кончаловский с выходящим «Дорогие товарищи», это одна нить разговора о чудовищном характере большевицкого беспредела, построенного на обломках и из обломков РИ.
Возникает раскол и поляризация. И новые люди в меньшинстве. Думаю их выдавят из страны. Ровно как в 17-м, но в более мягкой форме, в духе времени
во-первых "на Окрестина". переулок Окрестина, на Окрестина, в каком ещё, блин, Окрестине.
во-вторых, то, что Каста из подвалов с горячими трубами выбралась в общественно приемлемые и практически попсовые группы, никак не значит, что в целом что-то кардинально меняется. был мир андеграунда с остросоциальным хип-хопом, панк-роком и анархо-панком, и исполнители и слушатели этой музыки теперь – солидные уважаемые люди, вот и музыка о чёрной резине стала более общественно приемлемой, ни разу не изменившись качественно. не надо искать в этом что-то судьбоносное.
Да, спасибо, поправили предлог
Давайте посмотрим откуда, как Вы выражаетесь, выбрались некоторые персонажи, которые сделались знаковыми для последовавшей новой эпохи:
"Вася любит диско, диско и сосиски
В дискотеку Вася ходит каждый день
В дискотеке Васю знает диск-жокей…"
Одна из первых песен написанных Цоем в 1979 году.
"Чистые пруды - застенчивые ивы,
Как девчонки, смолкли у воды...
Чистые пруды - веков зеленый сон,
Мой дальний берег детства, где звучит аккордеон." - Игорь Тальков.
Новому времени - новые слушатели и новые песни. Этот остросоциальный хип-хоп мало кого интересовал, теперь будет наоборот. О чём будет ещё сочинять всем? Сытое время кончилось.
> Этот остросоциальный хип-хоп мало кого интересовал, теперь будет наоборот.
ну да, Noize тоже никого не интересовал, который при всей попсовости не забывал пройтись по асабам? откуда взялись лозунги на плакатах про резиновые пули и выйди на улицу тоже никто не помнит типа? те, кто слушал Проверочную линейку когда им было 15-16-17-20 теперь меняют четвертый десяток и определяют повестку, только и всего. а культурологи, годами умудрявшиеся не замечать ничего из этого, сегодня удивляются, откуда КиШ в трендах спотифай.
Интересное предположение. Можно вспомнить про памятник Кобзону как памятник совискусству.
Поправьте подпись под картинкой
Спасибо, поправили