Клип группы «Каста» «Выходи гулять» (про омоновца, на теле и даже аксессуарах которого проступает кровь – как у тех людей, которых он избивал) набрал в сети уже два с половиной миллиона просмотров и десятки тысяч комментариев. Песня была написана давно – а вот сюжет клипа, по словам участника группы Шыма, был навеян избиениями мирных протестующих в Белоруссии. Идея клипа более чем простая – все скрытое рано или поздно станет явным. В нашем веке с его скоростями «рано или поздно» означает «через пару часов, дней, в крайнем случае – недель». Но искусство, как известно, сообщает всегда больше, чем художник хотел сказать. В самом факте выхода видеоработы есть несколько символичных вещей, важных для всего постсоветского искусства.
Заметим, что в этом клипе не люди, а именно кровь играет заглавную роль. Кровь – субстанция молчаливая, но в качестве образа действует на нас магически – потому что не требует пояснений. Она завладевает нашим вниманием, завораживает, гипнотизирует человека, она как огонь или вода в этом смысле – никуда ты от нее не денешься.
Это удивительно слышать, конечно, если вспомнить, сколько литров бутафорской крови ежедневно проливает, например, патриотическое кино; но там кровь не производит такого впечатления, потому что в рамках контекста она «нормальна» (проливается «за правое дело»). Насилие в мирное время есть нечто принципиально иное (это пытается скрыть пропаганда, внушая нам необходимость жить в мирное время по законам военного). Насилие в мирное время принимает куртуазные позы, рядится в разные одежды, в том числе и белые – и местами ему это неплохо удается. Представление о том, что ради стабильности государства можно пролить пару «несмертельных литров», – именно в воспитательных целях, – в общем-то до недавнего считалось у нас негласной нормой. Но именно что до недавнего. Теперь в общественном представлении «так нельзя». Клип фиксирует эту важную смену общественных настроений – и отменяет прежние негласные договоры между властью и обществом.