Исполнительная власть во Франции много лет была неприкасаемой. По крайней мере, руководителям страны крайне редко предъявляли уголовные обвинения. Однако в последнее время французы перестали мириться с частыми злоупотреблениям, главным образом, финансовыми, которые совершают президенты, премьеры и министры. «Недоверие нарастало постепенно,- объясняет Николя Русселье из института политических исследований Science Po, как президенты Пятой республики потеряли доверие прессы, прокуратуры и избирателей.- Это похоже на процесс медленного появления трещин в стене».
Николя Саркози, руководившего Пятой республикой в 2007–2012 годах, обвиняют в коррупции и торговле влиянием. Прокуроры утверждают, что он воспользовался своим влиянием и попытался получить у судьи Жильбера Азибера, который, кстати, сидит на скамье подсудимых рядом с ним и его адвокатом Тьерри Эрзогом, информацию о расследовании в обмен на теплое место в Монако.
«Естественно, я не признаю эти позорные и унизительные обвинения»,- заявил Николя Саркози в зале суда.
«Скандал, который войдет в анналы»
До Саркози в современной истории Франции обвинения предъявлялись лишь его предшественнику Жаку Шираку. Правда, Ширака обвиняли не в коррупции, а в растрате в бытность его мэром Парижа. К тому же, хотя его и признали виновным и осудили на два года условно, в зале суда он из-за психического состояния не появлялся.
Так что Николя Саркози вполне может стать и первым французским президентом, который получит реальный тюремный срок. По французским законам, человек, признанный виновным в коррупции, может провести в тюрьме до 10 лет и быть оштрафован на миллион евро. Виновным в торговле влиянием угрожает тюремный срок до 5 лет и штраф в полмиллиона евро.