Армянам сложно считать итоги войны в Карабахе чем-то кроме национального унижения. По мирному соглашению 10 ноября Ереван отдал Азербайджану не только все земли НКР, захваченные в ходе войны, но и территории, до которых азербайджанские войска не дошли. Под контроль Баку перешли два крупных города Нагорного Карабаха – Шуши и Гадрут.
Позорное соглашение стало очень болезненным ударом для всей нации. Начались массовые протесты против правительства Пашиняна. Общественное недовольство быстро аккумулировали те самые силы, разрушив гегемонию которых, премьер и пришел к власти два с половиной года назад. Теперь все идет к тому, что после отставки Пашиняна к власти в Армении вернутся коррупционеры эпохи Сержа Саргсяна.
Давление оппозиции на Пашиняна
Массовые протесты против правительства Пашиняна начались сразу же после того, как тот объявил о перемирии в Карабахе. Ночью 10 ноября разъяренные протестующие разгромили здание парламента. В первые дни мира порой казалось, что премьер-министра вот-вот поймают и линчуют прямо на центральной площади Еревана. Власти реагировали жестко – протестные акции разгоняла полиция, а против нескольких оппозиционеров завели дело о подготовке покушения на Пашиняна. Однако затем страсти несколько поутихли – протесты стали регулярными, но относительно мирными, а дело о покушении, кажется, решили спустить на тормозах.
Митинги оппозиции проходят почти каждый день, но выглядят довольно скромно и не собирают больше нескольких тысяч человек. В 2018 году Пашинян вывел на протесты против Саргсяна в десятки раз больше. Оппозиция уже дважды объявляла премьеру ультиматум, по истечении которого он должен был уйти с должности. Последний истек в полдень 8 декабря. Но оба раза Пашинян просто проигнорировал требования, и все закончилось очередной не слишком массовой протестной акцией.
Согласно декабрьскому опросу Gallup, Пашиняна поддерживают 38% армян, а 45% считают, что он должен подать в отставку. С одной стороны, цифры для демократического лидера, избранного не всенародным голосованием, не такие уж и плачевные – для сравнения, деятельность Бориса Джонсона сегодня одобряют лишь 34% британцев. Впрочем, еще летом поддержка Пашиняна составляла 85%, так что падение рейтинга почти в два раза выглядит драматично.