Пандемия чуть не убила Airbnb. В апреле-мае его основатель Брайан Чески с ужасом наблюдал, как число бронирований сокращается на 80% за восемь недель. Он фактически вернулся в прошлое, когда стартап едва не умер на этапе родов.
Чески работал по 16 часов в сутки и нервно расхаживал взад-вперед по офису, устроенному в комнате 6×6 метров на чердаке его дома в Сан-Франциско. Он купил первый за 39 лет своей жизни велосипед и, чтобы отвлечься, уезжал кататься. Иногда он заезжал на нем в парк и работал оттуда. Впервые со школьных времен Чески жил под родительским надзором – не желая оставаться в одиночестве в разгар эпидемии, к нему приехала мама.
Чтобы спасти Airbnb, Чески действовал жестко. Урезал расходы, пустив под нож многие любимые проекты. Согласился на кредиты на грабительских условиях. Изменил модель работы для сайта. Раньше житель Нью-Йорка ехал отдыхать куда-нибудь в далекие края – скажем, в Париж. Поездка планировалась сильно загодя и занимала считанные дни. Поэтому сайт рекламировал новые впечатления в неизведанных местах. Теперь американцы отдыхают внутри страны, зато около месяца. Часто решение принимается спонтанно, за день-другой до выезда. Больше всего путешественников интересуют отдельные дома. «Удаленная работа из своего жилья превратилась в работу из любого дома», – говорит Чески.
Его стратегия принесла свои плоды очень быстро. В III квартале Airbnb получил выручку в $1,34 млрд – всего на 18% меньше аналогичного квартала прошлого года. Очень неплохо для кризисных времен. Для сравнения – выручка Booking.com упала в III квартале в 1,9 раза год к году, у гостиничной сети Marriott International – на 57%, у онлайн-турагентства Expedia Group на 58%. Более того, Airbnb получил чистую прибыль около $219 млн. А чтобы этого добиться, Чески превратился в лоббиста и спонсора американских домовладельцев и арендаторов, зарабатывающих на сдаче и пересдаче жилья через его сервис.