На Востоке любят символизм. Вечером 2 ноября на странице агентства Xinhua в WeChat появилась статья «Не говори, не подумав; не делай, как тебе хочется; люди не могут делать то, что им заблагорассудится». Автор статьи писал, что нельзя следовать своим желаниям и необходимо следить за тем, что говоришь. Ряд фраз, например, «У всего есть своя цена», были выделены жирным шрифтом для того, чтобы читателям проще было понять смысл публикации.
Хотя имя Джека Ма не упоминалось, у читателей не возникло сомнений в том, кому предназначался совет хорошо подумать, прежде чем говорить. Материал был проиллюстрирован картиной японского художника и писателя Кайи Хигасиямы, написанной в 1972 году. На полотне «Кучевые облака» было изображено белое облако, очень похожее на коня. «Ма» по-китайски означает лошадь, а «“Юнь” – облако (настоящее имя миллиардера – Ма Юнь). Было очевидно, что в статье, которая так же, как все остальное на Xinxua, была согласована с руководством агентства, содержится угроза в адрес Ма: “конь”, т.е. миллиардер может исчезнуть, “растаять”, как облако.
В соцсетях к тому времени уже активно обсуждалось выступление 56-летнего Джека Ма на финансовой конференции “Бунд саммит”, которая прошла в Шанхае 23–25 октября. Там самый богатый человек в Поднебесной, который, кстати, и раньше не раз говорил то, что думает, в пух и прах раскритиковал финансовых регуляторов. Смысл его выступления сводился к тому, что законы и правила замедляют внедрение технологических инноваций в финансовой сфере.
“У финансовой системы Китая нет системных рисков,- сказал Ма.- Китайские финансы в своей основе не несут рисков. Риски исходят из отсутствия нормальной финансовой системы. Хорошие инновации не боятся регулирования, они боятся устаревшего регулирования. Нельзя руководить аэропортом так же, как железнодорожным вокзалом”.
Досталось и китайским банкам, в первую очередь, естественно, государственным. Владелец Alibaba обвинил их в “ломбардном” менталитете.
Нужно отдать должное смелости Джека Ма. В зале присутствовал вице-президент Ван Цишань, гроза взяточников и казнокрадов, пять лет возглавлявший всесильную Центральную комиссию КПК по проверке дисциплины и входивший в “семерку” высшего руководства Поднебесной. Кроме него, в зале находились руководители Минфина КНР, центробанка People's Bank of China (РВС) и финансовых регуляторов – все те, кто 30 лет разрабатывал финансовые законы и правила, которые критиковал Ма. Самих чиновников он, кстати, назвал “клубом пожилых джентльменов”.