Мы все живем в своих информационных пузырях, состоящих из определенных СМИ и авторов, на которых мы подписаны в соцсетях. Как правило, мы читаем людей, разделяющих близкую или сходную с нашей точку зрения. Рискну предположить, что информационный пузырь большинства читателей Republic во многом сходен с моим. А моя лента сейчас полна комментариями оппозиционно настроенных граждан по поводу расследования Алексеем Навальным собственного отравления. Смысл многих из этих комментариев сводится к следующим тезисам: «теперь-то народ прозреет» и даже «теперь-то режиму конец».
Чтение столь единодушного хора голосов создает иллюзию того, что режиму и правда нанесен серьезный удар, а миллионы людей наглядно убедились в его преступной сущности. Однако это не более чем когнитивное искажение, известное социальной психологии как «каскад доступной информации». В других информационных пузырях существуют другие «каскады доступной информации» и те же самые события вызывают в них совершенно иную реакцию.
Согласно проведенному на днях опросу «Левада-центра», 55% россиян либо считают, что никакого отравления не было, либо что Навального отравили иностранные спецслужбы или соратники по оппозиции. Еще 20% россиян и вовсе не слышали об отравлении. На российские власти ответственность за отравление возлагает всего 15% опрошенных. Почти ровно тот же процент, что не входил в пресловутые 86% несколькими годами ранее.
Попробуем поговорить о том, как работают когнитивные искажения при восприятии политической информации лоялистской частью российского общества.
Просто когнитивные искажения
И начну я с примера из личного опыта. За последние годы мне довелось выступать на политических ток-шоу российского телевидения не одну сотню раз. И со мной неоднократно повторялась одна и та же история в различных вариациях. Предположим, выступил я где-нибудь у Соловьева и выступление, на мой взгляд, удачно. Мало того что удачно по моему собственному мнению, так еще и кто-нибудь из людей созвучных со мной взглядов позвонил или написал мне: «это было круто, как ты им всем задал».
А потом натыкаюсь где-нибудь в Youtube на этот самый отрывок своего собственного выступления с заголовком вроде «Соловьев поставил на место либерала» с сотнями комментариев ура-патриотической публики о том, как меня «размазали» и как я «бледно врал». И поражаюсь тому, что в подобном контексте обсуждается не какой-то с моей точки зрения неудачный эпизод (таких бывает немало), а именно тот самый момент, который я и участники моего информационного пузыря считают удачей и очевидной интеллектуальной победой. И даже когда подобная ситуация повторяется неоднократно, и ты заведомо подготовлен к тому, что из противоположного лагеря реальность выглядит иначе, все равно удивляешься. Ведь ты уверен, что из сказанного невозможно сделать иные выводы, нежели те, к которым ты подводил. Однако тысячи зрителей делают совершенно противоположные.