Зрители перед началом оперетты "Летучая мышь" на сцене Мариинского театра-2. Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Зрители перед началом оперетты "Летучая мышь" на сцене Мариинского театра-2. Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Когда случилось авария на Саяно-Шушенской ГЭС (2009 год, погибло 75 человек), выяснилось, что тревожные звоночки предупреждали об опасности задолго до; но те, кто их отчетливо слышал, как выяснилась по итогам расследования, не сообщали наверх, поскольку «боялись побеспокоить начальство». Это и есть культура, говорил культуролог Даниил Дондурей. А не «кто сколько раз сходил в музей или в концертный зал». Культура в сегодняшнем мире – понятие гораздо более объемное, чем в прежние века. Культура в XXI веке – это в том числе бережное обращение с миром. Ее основные «показатели» – если пользоваться языком русской бюрократии – это способность человека размышлять в категориях целого мира, а не какой-то его части. Например, культурный человек по определению пацифист – с середины прошлого века это естественное и логичное поведение: зная, что накопленного в мире оружия с избытком хватит для уничтожения всего живого, логично всеми силами этому взаимоуничтожению противостоять.

Так оно и в малом работает. Об этом вспоминаешь сегодня, едва успевая увернуться от очередной группы или одинокого прохожего, который как ни в чем не бывало идет по улице, не думая ни о какой дистанции. Маски чаще всего висят на подбородках – тем самым они именно «обозначают», имитируют соблюдение норм безопасности. Подобно тому как советский человек лишь изображал работу, например, или демонстрировал «верность идеалам ленинизма». Что уж говорить о другом распространенном сегодня типе поведения – о тех, кто сознательно «не соблюдает», тем самым бросая вызов судьбе; предпочитая играть в рулетку с жизнью (о чем сказал культуролог Сергей Медведев на недавнем выступлении в Сахаровском центре). Эта игра с жизнью недаром называется во всем мире русской рулеткой. Правда, нынешние «игроки» приставляют «пистолет» к голове каждого – предлагая сыграть в смертельную игру и тем, кто не хочет в нее играть. Лишая шанса на спасение не только себя, но и всех остальных. Это и есть культура, хочется сказать вслед за покойным Дондуреем; это и есть – «культурные итоги 2020 года».