Эта история началась 1 декабря 2018 года, когда во время пересадки на рейс в Мексику была арестована Мэн Ваньчжоу – финансовый директор китайского телекоммуникационного гиганта Huawei Technologies Co. Ltd. и старшая дочь его основателя и владельца Жэнь Чжэнфэя. Ареста Мэн добилось Министерство юстиции США, которое обвинило ее в нарушении санкций против Ирана. Американцы утверждали, что она убедила в сентябре 2013 года сотрудников банка HSBC Holdings Plc. в том, что Huawei не связана с компанией Skycom из Гонконга, но это не соответствовало действительности. Минюст США обвиняет Huawei в поставках телекоммуникационного оборудования в Иран, что являлось нарушением санкций против Тегерана. Причем в Вашингтоне считают, что главную роль в обмане сыграла Мэн Ваньчжоу, которая к тому времени уже несколько лет была «лицом» Huawei.
Вашингтон требовал экстрадиции Мэн, которая, естественно, все обвинения в свой адрес отвергала. Напомним, Дональд Трамп с первого дня президентства обвинял Китай во всех смертных грехах, начиная от манипуляций с юанем и заканчивая преследованием уйгуров. Арест Мэн Ваньчжоу в Ванкувере отлично вписался в антикитайскую политику Белого дома и стал началом необъявленной войны США против Huawei.
Через 10 дней после ареста Королевский суд Ванкувера отпустил из-под стражи Мэн Ваньчжоу под залог в 10 млн канадских долларов ($7,9 млн). Местом домашнего ареста для неe стал ванкуверский особняк ее мужа в Шонесси, одном из самых фешенебельных районов города. Это комфортабельный двухэтажный дом стоимостью $11 млн с семью спальнями.
Мэн неоднократно обращалась в суд с просьбой закрыть ее дело и разрешить ей вернуться домой, в Китай, но получала отказ. На прошлой неделе ее адвокаты попросили суд смягчить условия содержания под домашним арестом.
Такому аресту наверняка позавидовал бы самый требовательный арестант. Мэн обязана носить электронный браслет на ноге, но ей разрешено свободно передвигаться как по всему Ванкуверу, так и по его пригородам (заметим, что журнал Economist трижды признавал Ванкувер лучшим городом планеты). Правда, во всех передвижениях ее сопровождают трое сотрудников охранного агентства Lion Gate Risk Management. Причем, она обязана находиться в машине агентства.
С другой стороны, все ее посещения ванкуверских бутиков проходят в гордом одиночестве, потому что магазины закрываются на «спецобслуживание». Это же относится и к заведениям общепита. Так, Мэн отмечала Рождество одном из ресторанов с прилетевшими осенью из Гонконга мужем, двумя детьми: 12-летней дочерью и 18-летним сыном, а также десятью близкими друзьями и знакомыми. Других посетителей в ресторане в тот вечер не было.
С одиннадцати часов вечера до шести утра Мэн Ваньчжоу должна находиться дома. Она берет уроки рисования. В особняк также регулярно приезжает массажист.