Вместе с Алексеем Навальным в Россию прилетели анекдоты, точнее, они даже опередили его. Пока 17 января самолет крутился в воздухе над Внуково, шутки уже приземлились на сайтах и форумах: «Самолет решили сажать в Магадане, чтобы два раза не сажать», – шутили одни. «Хотели бы посадить во Внуково, посадили бы», – острили другие пользователи соцсетей, естественно, с аллюзией на известную фразу Владимира Путина «хотели бы отравить – отравили бы» (на самом деле «если бы хотели – довели бы до конца») по поводу отравления «никому не интересного блогера».
Я с этой колонкой бегу наперегонки с новым фольклором и все время опаздываю: мемы, стихотворная сатира и вербальные анекдоты появляются гораздо быстрее, чем я успеваю их зафиксировать. Кроме самого известного анекдота:
– Посадили самолет с Навальным!
– Как? Весь самолет?
– в ночь с 17 на 18 января появилось множество самых разных шуток, и за последние пять дней их количество стремительно увеличилось.
Почему так происходит? Почему скорость так важна? Тот зуд, который многие чувствуют в пальцах, который заставляет написать сатирическое стихотворение на злобу дня или репостить анекдот – откуда он берется?
Культура участия
Сейчас многие говорят и пишут, что жители России разделены разными культурами, например, культура телевизора («зомбоящика») против культуры обитателей соцсетей, «скрепные» против «либерастов». Но есть другое, глубинное различие – разница в культуре потребления информации, в том числе и политической.