Юваль Ной Харари. Фото: youtube.com

Юваль Ной Харари. Фото: youtube.com

Израильский историк и мыслитель Юваль Ной Харари попытался взглянуть на 2020-й и подвести итоги ковидного года в колонке для The Financial Times. Предлагаем вашему вниманию пересказ основных тезисов.

Некоторые могут решить, что ужасная смертность (более 2,5 млн человек) от коронавируса продемонстрировала беспомощность человечества перед лицом природы. Но на самом деле 2020-й показал, что человек далеко не беспомощен. Он научился контролировать эпидемии с помощью науки. А количество смертей и страданий — итог неправильных политических решений, уверяет историк.

С ковидом все было совсем не так, как с Черной смертью или даже «испанкой». В течение нескольких дней после объявления о первом заболевшем ученым удалось секвенировать геном SARS-CoV-2 и поделиться этой информацией с коллегами со всего мира. Меньше чем через год появились первые эффективные вакцины. В войне патогенов против человечества мы никогда не занимали столь сильную позицию, считает Харари.

Ковидный 2020-й, помимо прочего, продемонстрировал мощь информационных технологий. В 1918 году нельзя было отследить в реальном времени цепочки контактов инфицированных людей. А если бы тогда население целой страны отправилось на карантин на несколько недель, это привело бы к экономической катастрофе и массовому голоду. Системы цифрового наблюдения и контроля в 2020-м помогли с определением векторов распространения вируса — это помогло сделать локдауны точечными и эффективными. А интернет и автоматизация сделали локдауны более-менее выносимыми — по крайней мере, в развитых странах.