Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

История Алексея Навального чем дальше, тем очевиднее выглядит как личная месть Владимира Путина тому, кто осмелился достичь максимальных успехов в борьбе с ним. Притом, что успехи эти скорее моральные, чем практические. При всем падении своего рейтинга Путин все равно остается главным политиком России, и даже в случае фантастического допуска на выборы Навального смог бы победить – пусть и не в честной и прозрачной борьбе, а как Собянин в 2013-м.

Но ведь возрастающая злоба власти проявляется не только в преследованиях Навального и его соратников, но и в других ситуациях. Реальные и случайные участники протестов, НКО, журналисты и обычные граждане, так или иначе соприкоснувшиеся с силовиками, чувствуют на себе, как с каждым днем нарастает ничем не мотивированное озверение власти. Про то, что Дума пачками принимает исключительно запретительно-карательные законы, даже и повторять не хочется.

Тягостное впечатление в этом смысле произвел недавний разгон конгресса муниципальных депутатов в Москве. С учетом действующих законов, муниципальные и даже региональные депутаты вообще мало что могут сделать. Кроме того, оппозиционных депутатов на всю Россию не так много, чтобы они могли чего-то добиться. Ну собрались бы люди в Москве, посидели, поговорили и разошлись – тем более, что это было вовсе не первое собрание такого типа. Всего несколько лет назад худшим, что могло бы случиться с его участниками, был бы крикливый пикет у входа в гостиницу в исполнении печальных активистов НОД.

Но нет, в 2021 году совершенно невинное мероприятие разгоняли в худших традициях самых одиозных диктатур: десятки автозаков и задержание вообще всех, кто оказался внутри. Впрочем, с диктатурами прошлого путинскую пока еще роднит только масштаб задержаний, а не их последствия для граждан. Как и в других случаях, после нескольких часов общения с силовиками всех задержанных отпустили, что только делает всю ситуацию еще более идиотской: а чего хотели то? И чего добились?

Выборы и «умное голосование»

Объяснение, будто власть боится будущих выборов в Государственную думу, на самом деле ничего не объясняет. Чего именно Кремлю там бояться? Что будет много оппозиционных кандидатов? Ну так давно отработаны способы недопуска к выборам ненужных власти кандидатов, и есть все возможности решить этот вопрос заранее, что и происходит по всей стране. Может быть, там боятся, что снятые с выборов кандидаты устроят акции протеста? Но все уже поняли, что власть готова противостоять протестам жестоко и крови не боится. Ну еще какие-то протесты будут разогнаны, а потом очередное «болотно-московско-санитарное дело» – и что?