Николай Сверчков. Конный портрет императора Александра II. 1871

Николай Сверчков. Конный портрет императора Александра II. 1871

Последние годы Российской империи, под влиянием «перелома» веков и культур, длительных войн и апокалипсиса надвигающейся революции, ознаменовались поиском национального символа. Таким символом стал конный герой-защитник Отечества, считает историк культуры, доцент РГГУ Бэлла Шапиро, автор новой книги «Русский всадник в парадигме власти» (только что вышла в издательстве Новое литературное обозрение).

Одной из особенностей российской армии начала XX века стала прекрасная, современная техническая подготовка ее кавалерии. Однако поиски идеального образа «настоящего» всадника, истинного кавалериста велись преимущественно в прошлом: «золотым веком» русской конницы считалось московское средневековье. Присвоение героики прошлого, казалось, обеспечивает героическое настоящее и будущее русской конницы.

Особый трагизм ситуации заключался в том, что культ конницы достиг своего расцвета в Российской империи именно в тот момент, когда этот род войск стремительно терял свое значение: последнее крупное кавалерийское сражение в мировой истории (бой у деревни Ярославице 8 августа 1914 года) состоялось в самом начале Первой мировой и, несмотря на решительную победу русских конников, не оказало существенного влияния на дальнейшее развитие военной ситуации, которая вскоре обернулась для России весьма трагически.

С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Последние Романовы. Русский всадник на сломе эпох».