Фото: ИТАР-ТАСС / Вячеслав Прокофьев

Инициативная группа московского отделения «Справедливой России» собрала уже более 120 тысяч подписей в поддержку референдума по платным парковкам. Если им удастся до 18 января сдать в Мосгоризбирком 140 тысяч подписей, в Москве впервые пройдет референдум городского уровня. У жителей спросят мнение по поводу расширения зоны платной парковки до пределов Садового кольца и возможного дальнейшего ее увеличения. Горожане смогут высказаться за передачу полномочий по управлению парковками на районный уровень и введение бесплатной стоянки для жителей центра города. Критики полагают, что референдум инициировала мэрия Москвы, чтобы легитимизировать платные парковки. Напомним, в конце декабря зону платной парковки расширили до Садового кольца, а стоимость часа стоянки в центре города выросла с 50 до 80 рублей в час. В среду в пресс-центре МК прошел круглый стол, где выступили как инициаторы референдума, так и активисты, настроенные скептично.

По словам муниципального депутата Ильи Свиридова, главы Таганского района, общественный штаб по сбору подписей работал без праздников и выходных. «Мы собирали по 6–7 тысяч подписей в день, на сегодня работает около 600 сборщиков, собрано 120 800 подписей», – отчитался он. По словам депутата, вице-мэр Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов обещал содействовать инициаторам референдума, но на деле никакой помощи эсеры не получили. Они просили Ликсутова разрешить им агитировать в метро, так как зимой люди неохотно останавливаются на улице, чтобы поставить подпись, но ответ пришел отрицательный – Дептранс пояснил, что в связи с повышенной опасностью в местах скопления людей подписи лучше не собирать.

«Мы пустили сборщиков по квартирам, поставили кубы – это очень эффективная технология, – рассказал Свиридов. – К сожалению, сборщиков забирают в отделение полиции якобы по закону о пикетах, митингах и демонстрациях, хотя мы действуем в соответствии с законом о референдуме. С кубами проблема: полиция ссылается на опыт Навального, что он заявлял как пикеты, то есть теперь у нас законодатель Навальный!» – возмутился он. Кубы эсеров действительно привлекают внимание прохожих: на одной стороне куба изображен эвакуатор, поднимающий легковушку, с подписью: «Секс в большом городе. Как припарковать машину в Москве?».

Глава фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков заметил, что «сам факт проведения референдума – это прорыв». Если такая форма решения транспортных проблем будет успешно опробована в Москве, то в других городах-миллионниках ее тоже возьмут на вооружение, уверен он. Сегодня, по мнению коммуниста, платные парковки выполняют только одну свою функцию – сбора денег в казну города.

Лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев к перспективе референдума относится скептически – по его словам, Мосгоризбирком может и не принять подписи, собранные эсерами. Действующую систему оплаты парковки Канаев раскритиковал: «Мы готовы платить, но за что? Если это налог, так и скажите, а если услуга, то что нам продают? Нам обещали избавить Москву от пробок, но Ликсутов говорит, что там, где раньше парковался один автомобиль, сейчас умещаются четыре. Где уменьшение трафика? Откуда взялась цена? Если бы парковочное место стоило десять рублей в час, многие вопросы были бы сняты», – перечислил он недостатки действующей системы.

Эксперт общественного центра «Пробок.нет» Андрей Мухортиков считает идею введения в столице платной парковки преждевременной: «Необходимо сначала рассредоточить рабочие места, а для этого надо построить большое количество дорог на периферии, создать третий пересадочный контур». Платная парковка в центре Москвы оправдана, полагает Мухортиков, но реализация оставляет желать лучшего. Парконы и эвакуаторы, по его словам, сами нарушают правила и подают плохой пример водителям – паркуются на тротуарах и встают в третий ряд. Площадь одного парковочного места можно было бы уменьшить, а цены за парковку не повышать, так как в пределах Бульварного кольца сегодня заполняется менее 80 процентов машиномест.

Гражданский активист Александр Евсин, известный в Сети под псевдонимом Евгений Шульц, постоянный критик всех нововведений департамента Ликсутова, назвал инициативу с внедрением платы за парковку дискриминацией автовладельцев. Активист пожаловался на «урбанистическое лобби» в мэрии, которое пускает деньги, собранные с автовладельцев как плата за стоянку, не на развитие дорожной сети, а на развитие пешеходных зон. «Мы платим деньги без надежды, что что-то улучшится», – возмутился он. Цифры Дептранса, по его словам, противоречат друг другу: «Ликсутов в одном выступлении сказал, что увеличилась заполняемость парковочных мест, но при этом уменьшался трафик, – где здравый смысл?»

По мнению Евсина-Шульца, единый режим платы за стоянку на территории всего города вводить нельзя – необходимо в каждом районе посчитать, какие улицы и когда загружены, а какие пусты. «В час пик парковка может быть дороже, а потом дешевле. На каких-то улицах днем можно запретить парковку для увеличения пропускной способности улицы, а ночью разрешить», – предложил он. Шульц тоже недоволен формулировкой вопросов для референдума: «У жителей спросят, можно ли резидентам парковаться бесплатно по месту проживания, – а что такое место проживания: двор, улично-дорожная сеть в радиусе ста метров или вообще только квартира?» Он допустил, что мэрия может «втемную» использовать эсеров, чтобы получить карт-бланш на расширение зоны платной парковки.

Илья Свиридов пожаловался на критику и провокации в адрес инициаторов референдума. Во вторник канал НТВ показал сюжет, в котором студенты, сидя в специально арендованном помещении, подделывают подписи за референдум. По словам муниципального депутата, съемка была постановочной, и юристы эсеров уже готовят иск о клевете. Также, по рассказам Свиридова, среди волонтеров – сборщиков подписей удалось выявить полтора десятка провокаторов из кремлевских молодежных движений. «У нас в штабе есть "уголок жулика" – несколько специалистов работают над выявлением фальшивых подписей, и они отсеяли уже несколько тысяч подписей. Вы не представляете, какой у нас там ад творится», – вздохнул Свиридов.

На вопрос Slon, почему на референдум не вынесено принципиального вопроса, нужны ли в Москве платные парковки, Свиридов ответил, что у москвичей остается возможность проголосовать за отмену платных парковок как таковых. Для этого, по словам депутата, необходимо в четвертом вопросе поддержать передачу полномочий по администрированию зоны платной парковки местному самоуправлению. Таким образом, местные депутаты смогут сами решать, на каких улицах и в каком размере взимать плату за стоянку авто и какие льготы установить для местных жителей. «Мы не коснулись зоны Бульварного кольца, но если москвичи передадут вопрос парковок на местный уровень, то, возможно, жители центра сами отменят плату за парковки на своей территории», – сказал он.