Сегодня «пробежали» очередные сведения о том, что доблестные представители милиции что-то где-то напортачили. Даже уже и не очень интересно, что именно – налицо определенная усталость. Всё понятно: сейчас не отдельные оборотни в погонах, а целая система, которую, однозначно, надо ломать. Одно непонятно, неужели раньше было не видно? А если видно, то что? Борьба с коррупцией идет в нашей стране какими-то волнами. Без специальной подготовки с ходу и не разобраться, почему (с подготовкой, правда, тоже не очень). Тихо-тихо, а потому вдруг: РАЗ! И, главное, не оказаться в ненужное время в ненужном месте – действует правило из старого армейского анекдота: «сейчас разберусь, как следует, и накажу, кого попало». Причем, волна идет по нарастающей. Идет. Идет. Идет. Понял! Это же классический маркетинговый жизненный цикл: подготовка к выходу на рынок, бурный рост, зрелость, упадок и подготовка к выходу обновленного товара.

Только на информационном поле. Если перевести в информационное поле, то всё начинается с самоуспокоенности (типа «рэкетир» как профессия мечты младшего школьника), потом бурная борьба с оборотнями, победа с дележкой освободившихся мест у кормушки (ничего не поделаешь, в пылу борьбы новые кормушки строить не получается), потом жизнь на гребне успеха: мигалки, дачи, любовницы, заседания советов директоров… В общем, до тех пор, пока Главный не поймет, что пора всё по новой. И тогда – всё по новой. Только на новом уровне. Нет, точно. Классический жизненный цикл.

Но если борьба с коррупцией подчиняется законам жизненного цикла, то, наверное, можно каким-то образом объяснить те волны борьбы с коррупцией, которые уже были и, может быть, что-то даже и…? Попробую по порядку. Раз: прогнившая социалистическая система; распад СССР; приватизация всего, что движется и не движется с созданием прослойки «новых собственников». Цикл характеризуется полным сломом системы социалистического хозяйствования и созданием системы тотальной коррумпированности общества: любая работа на любом уровне делается исключительно за взятки/откаты. Система достаточно нестабильна, так как способствует неиерархическому расслоению по принципу близости к кормушке. В таком режиме практически невозможно выстроить вертикаль власти. Однако, так как на первом этапе задачей было как раз разрушение прежней вертикали, а не создание новой, задача была полностью выполнена. Два: «равноудаление» олигархов; установление контроля над СМИ, усиление роли силовиков; переход бизнеса в подчиненное положение по отношению к силовым органам, «решающим проблемы». Цикл был абсолютно необходим для прекращения системы «тотального беспредела». В результате произошел переход к «управляемому беспределу». То есть, была выстроена вертикаль власти, управляемая силовиками. Олигархи и олигархические структуры были отодвинуты от «кормушки». Соответственно, средний уровень порядка в стране вырос, однако одновременно образовалась значительная прослойка, коррупционные возможности которой были значительно выше средних возможностей предыдущего этапа. Три (судя по всему, именно этот цикл и можно наблюдать в настоящее время): при помощи медиасреды «раскручивается» система «равноудаления силовиков», аналогичная системе «равноудаления олигархов» из предыдущего цикла. Одновременно происходит ослабление режима для предпринимателей, доступ которых к коррупционным возможностям сводится к минимуму за счет сокращения круга лиц, обладающих коррупционным ресурсом. В рамках реализации этого цикла выглядит совершенно нормальной истерия, поднятая вокруг правонарушений, которые совершают сотрудники МВД: силовики, в широком определении этого термина, лишаются возможности влияния на «решение вопросов», и власти необходимо дать быстрые и четкие сигналы, которые будут однозначно истолкованы адресатами. Эти сигналы по значимости аналогичны тем, которые подавались в предыдущем цикле действиями (например) вокруг Березовского и Ходорковского (из-за несопоставимости персоналий на данном этапе объем сигналов выше). Насколько я понимаю, по итогам этого цикла будет сформирована система, в которой деятельность правоохранительных и иных государственных органов будет еще более упорядочена, а бизнесменам будет создана значительно более благоприятная среда. Обратной стороной медали будет являться то, что сформируется достаточно небольшая прослойка из приближенных силовиков (и просто близких власти людей), коррупционные возможности которой будут значительно превышать сегодняшний уровень. При этом данная прослойка будет достаточно велика, чтобы в нее оказалось невозможным подобрать исключительно людей, которые найдут в себе силы этими возможностями не воспользоваться. То есть, в результате реализации третьего этапа будет сформирована парадоксальная ситуация: с одной стороны, бизнес-среда России получит значительные послабления; с другой – коррупционная составляющая будет сконцентрирована в высших эшелонах власти, причем возможности «коррупционеров-три» будут практически неограниченны. Одновременно с этим сформируются группы людей, которые при реализации «цикла-три» будут выброшены за борт системы; то есть, в результате может, наконец, сформироваться реальная системная оппозиция. Исходя из этого, этап Четыре может пойти по двум разным сценариям. Во-первых, может произойти стандартное повторение уже трижды реализованной схемы. В результате практически неограниченные возможности получит глава государства и небольшая группа его приближенных. Я не знаю, что вы подумали, но вообще-то такая штука называется монархия. Не уверен, что это худший вариант для среднего жителя России: жизнь при «добром царе» будет достаточно спокойной и упорядоченной. Единственное неудобство – технологическая невозможность подняться выше определенного социального уровня (не думаю, что эту невозможность заметит подавляющее большинство населения страны). Проблема в том, что уровень внешнего доверия к такой стране со стороны демократических государств будет минимален. Во-вторых, в стране могут начаться массовые протесты реальной системной оппозиции, на результат которых в значительной мере повлияет то, пользуется ли «верхушка» своими коррупционными возможностями и, если да, то в какой степени. И не дай вам господь еще раз пережить эпоху перемен: скорее всего, страна откатиться к этапу «раз». Каким образом можно избежать обоих вариантов? Первые шаги властью делаются (то же самое требование о декларировании доходов чиновниками и членами их семей как раз из этой песни). Параллельно, на мой взгляд, необходимо «с нуля» создавать минимум две системы: – систему контроля деятельности чиновников, которая не будет обладать никакими властными полномочиями либо привилегиями за пределами своей компетенции; – систему раскрытия информации о деятельности власти, которая должна регламентировать вопросы раскрытия информации о деятельности чиновников и госструктур на тех же принципах, на которых сегодня действует система раскрытия информации, например, для акционерных обществ; – что-то еще; уверен, что в стране еще остались умные, грамотные люди. Если это реализовать, то окажется возможным максимально продлить срок существования действующей системы на плато «заслуженные лавры», то есть, сохранить ту систему, которая формируется сегодня на довольно значительный период. Почему это важно? Фактически, каждый цикл являет собой совершенно самостоятельную независимую систему, которая при внешнем мелькании одних и тех же людей, тем не менее, является принципиально иной, чем предыдущая. Соответственно, не могут сформироваться постоянные принципы взаимоотношений как внутри страны, так и на внешнеполитическом поле. Россия сейчас воспринимается как опасная и непредсказуемая страна во многом как раз из-за резких изменений курса, произошедших за последние 20 лет. А эти принципы для нас чрезвычайно важны. России пора возвращать свое место в мире