Фото со страницы Павла Дурова во «ВКонтакте»

На протяжении нескольких недель мы все смотрели сериал под кодовым названием «Кто-то прессует "ВКонтакте"». Началось с кошмарного разоблачения главы соцсети Павла Дурова и бывшего пресс-секретаря Владислава Цыплухина, сотрудничавших с администрацией президента во время протестов в декабре 2011 года. Продолжилось видеороликом, в котором человек, похожий на Дурова, выбегает из белого «мерседеса», за кадром якобы (на видео этого нет) покатавшего дэпээсника на капоте, и скрывается в тумане за углом петербургского Дома Зингера. Потом – обысками в офисе «ВКонтакте» и по адресу прописки Дурова. Наконец, развязка – стало известно, что сооснователи «ВКонтакте», Лев Левиев и Вячеслав Мирилашвили, продали свои доли в компании фонду United Capital Partners, за спиной которого маячит «Роснефть».

Все эти события можно пытаться связывать между собой логически (популярная версия о том, что скандалами вокруг соцсети пытались снизить стоимость актива, разбилась о факт: «ВКонтакте» продали до сливов и историй с «мерседесом» за хорошие деньги), а можно воспринимать как сериал, шоу, сказку. Причем развенчивающую сразу три популярных мифа – и вот это стоит обсудить подробнее.

Миф первый: «Государство ничего не смыслит в интернете». Всё они понимают, и пусть вас не вводит в заблуждение кривокосость сайта госуслуг. Понимают, что интернет – это новое телевидение и что его надо контролировать. Вот теперь и самую крупную и независимую (к вопросу независимости мы еще вернемся) соцсеть аккуратно сделали подконтрольной. Все к тому и шло, и это в принципе ожидаемо и окей.

Миф второй – предпринимательский. Делай что должен, и все получится, отстаивай свои идеи и расти свой бизнес – и рано или поздно ты обязательно дотянешься до звезд. Кто-то Павла Дурова любит, кто-то – ненавидит, но совершенно точно: он и собравшиеся вокруг него люди стали одним из символов интернет-предпринимательства нового поколения. Молодые, смелые парни, гики и немного социопаты, которые в двадцать с хвостиком лет сделали продукт, востребованный миллионами, заработали миллионы, и к своим «под тридцать» не уехали пить фруктовые коктейли на острова, а продолжили гнуть свою линию и развиваться. Кроме того, Дуров и команда сами поддерживают развитие IT, предпринимательства и помогают просветительству. Речь не только о «миллионе долларов "Википедии"» и грантах для стартапов Start Fellows. «ВКонтакте» проводит чемпионат по программированию, поддерживает питерский коворкинг-центр, Санкт-Петербургскую федерацию дебатов, пару образовательных центров и с десяток околобизнесовых конференций для молодняка – при этом, не завешивая все баннерами соцсети, а просто так, чтобы было. Многие стартаперы, даже не любя Дурова, считают его примером для подражания и хотят добиться таких же высот. Всем этим людям придется теперь переосмыслить свои планы на жизнь и мечты о высоком. Потому что им ясно дали понять одно из правил предпринимательства в России: да, бизнес, может быть, и можно делать. Но если вы сотворите что-то действительно масштабное и влиятельное, дотянетесь до звезд, – сверху постучат. И эта инъекция реальности, в общем, тоже окей – лучше знать заранее, что тебя ждет (и начать, пока не поздно, мечтать не о высоком, а о пальто).

А вот третий миф касается самого «ВКонтакте», Павла Дурова и его влияния на народные умы. «Какой там Навальный и оппозиция, вот если "ВКонтакте" закроют или Дурова посадят в тюрьму – только тогда на улицы выйдут крестьяне с вилами и случится революция», – еще совсем недавно так считали многие. Но правда в том, что если Дурова вытеснят из «ВКонтакте» или, чего доброго, посадят в тюрьму (все в курсе, что дэпээсник опознал Дурова как наехавшего на него водителя?), за него не вступится никто.

Автор книги «Код Дурова» Николай Кононов называет создателя «ВКонтакте» политиком новой формации, человеком, способным сплотить и повести за собой толпы. Только вот самому Дурову эта романтичная картинка, кажется, неинтересна: имея в своих руках медийную бомбу из 30 миллионов человек, он не попытался вещать, проповедовать и сплачивать – разве что о вреде алкоголя и курения много писал. Увлекся было написанием манифестов (про систему образования на Slon и то, как обустроить Россию, на «Афише»), но быстро перегорел, вернувшись к работе. Просто потому, что, в отличие от коллеги из Facebook Цукерберга, недавно сколотившего партию бизнесменов, никакой политикой и вообще ничем, кроме своего дела, не увлекался всерьез.

Не сплотил Дуров вокруг себя и более мелкие активные группы сторонников. Даже более того, со многими ссорился. С участниками рынка, навязывавшими свои – «противно-корпоративные» – правила игры. Со многими журналистами, тянувшимися за жареным или просто честно делавшими свою не всегда приятную работу. С бывшими коллегами по «ВКонтакте», когда те решили продать свою долю в бизнесе (и в итоге продали). Наконец, с властями – просто из-за нелюбви к политике и нежелания играть по чьим-то правилам (см. предыдущий абзац). Люди, знающие Павла лично (а таких в масштабах страны совсем немного), отлично знают, что эта конфликтность – часть цельной картины. Черта характера человека, который не любит толпы и коллективизм, хочет делать интересное ему дело, формировать вокруг узкий круг близких по духу людей и чтобы от него отстали и не мешались под ногами со всякой чепухой.

Поэтому если что-то вдруг случится, то не будет никаких футболок с фотографией Дурова, транспарантов и акций протеста. И никакого эффекта нового Чичваркина или, прости господи, Ходорковского тоже не будет. Даже бабушек полубезумных, вечных спутниц митингов и шествий против или в защиту чего угодно, не будет – хотя знали бы они, что одно из главных правил «ВКонтакте»: «Наш сервис должен быть понятным и нравиться бабушкам».

Если что-то вдруг случится, двадцативосьмилетний парень, сделавший с друзьями проект, которым пользуются десятки миллионов людей ежедневно, и подаривший людям мечту, останется совсем один. Он уже один. И вот это – совсем не окей.