Klein, aber mein – маленький, но мой I Forbes для бедных | Символ латышской сексуальности – престарелый ССовец
В катастрофически кризисном для Латвии 2010 году, когда объемы печатной рекламы по сравнению с 2008 годом упали втрое (а с учетом не афишируемых «специальных» скидок – в 7–8 раз), в нашей маленькой балтийской стране случились два потрясающих стартапа. Два мировых журнальных бренда – Playboy и Forbes – поделились франшизой с латвийскими издателями. В июне вышел первый в мире Forbes на латышском языке, а в октябре – первый в мире латышский Playboy.
KLEIN, ABER MEIN – МАЛЕНЬКИЙ, НО МОЙ В подписном каталоге латвийской почты значится более сотни журналов. Из них пяток еженедельных, остальные – ежемесячные, в той или иной степени глянцевые. На русском языке – один, остальные – латышские. Попыток издать в Латвии что-нибудь глянцевое на русском за 20 лет независимой Латвии было много. Кажется, чего бы проще? Из двух с небольшим миллионов населения почти половина – русские. Ежедневных газет у русских и латышей – поровну, по 4 на каждую языковую группу. Рекламный пирог тоже делится примерно поровну. Глянцевых журналов на латышском – десятки. Почему бы не сделать такое же на русском? Все попытки провалились с треском. Во-первых, писать не о чем. Миллиардеров в стране нет. Бомонд можно пересчитать по пальцам одной руки. Гламурной тусовки за 20 лет независимости так и не возникло. О чем писать журналисту глянцевого издания? Ну, и, во-вторых, Москва проклятая рядом. На полках латвийских магазинов, торгующих прессой, лежат десятки первостатейных российских глянцевых произведений. Попробуй с ними поконкурируй на бюджете в 10–20 раз меньшем! Другое дело – на латышском языке. Латышский читатель к изданиям на своем языке относится с трепетом и благодарностью. Он готов покупать любой журнал уж только за то, что он СВОЙ. Как писали немцы в XIX веке на стенах своих сельских домишек: «Klein, aber mein» – маленький, но мой. Ну и потом, латышский язык чем хорош? Его никто кроме самих латышей (ну еще и нас, латвийских русских) не понимает. И потому глянцевую журналистику можно делать очень экономно. То есть, драть темы и даже полные статьи из иноязычных изданий, не слезая с дивана. И никакой «Гугл» тебя не поймает. И даже ловить не станет, поленится. Однако мировых глянцевых брендов на латышском языке до 2010 года было только три: FHM, Cosmopolitan и L`Officiel. Мой знакомый издатель, совершавший попытки получить франшизу у зарубежных издательских домов, жаловался, что у «этих буржуев» жуткие требования к соискателям. И по уровню возможного рекламного оборота, и по уровню необходимого бюджета редакции, и по уровню профессионализма исполнителей (журналистика, фото, дизайн, полиграфия). Короче, браковали его по всем статьям. И вот, вдруг смилостивились. Похоже, кризисная ситуация на рынке прессы заставила бренды диверсифицировать бизнес.
FORBES ДЛЯ БЕДНЫХ Латышский Forbes получился очень оригинальным. С виду – Forbes как Forbes. Но внутри разительно отличается от американского папы и даже российского брата. Во-первых, рекламы в нем всего страниц 5–7 на номер. (В российском Forbes в 10 раз больше.) И сама эта реклама какая-то совсем не «форбсовская». Вместо «майбахов», «бентли» и «гуччи с версачами» латвийский Forbes предлагает своим читателям распродажи в магазинах дешевой одежды. Непривычно и очень демократично. Во-вторых, с оригинальным контентом латышский Forbes тоже решил шибко не напрягаться. Примерно треть журнала – это переводные статьи из американского Forbes, еще треть – из российского. А остальное сделано своими силами, скромненько. В результате роскошные статьи из жизни американских миллиардеров (классический Forbes) чередуются добротными российскими репортажами. И вдруг – грустный рассказ про нелегкую жизнь булочника из латвийской провинции. Беспомощный как по идее, так и по воплощению. А потом опять – про миллиардеров. От эклектики аж в дрожь кидает. Редакторские колонки – еще смешнее. Первый редактор, латышский парень, в своих колонках плакал про кризис и рост тарифов на электроэнергию. Совсем не по-форбсовски. Похоже, за это издатель его и снял с должности. Второй редактор, бодрая латышская девушка, изо всех сил старается нести «позитивчик». Ну, типа так: «Сингапурский ВВП за последний год прирос аж на 14,7%. А ведь Сингапур – очень маленькая страна, ее площадь всего 704 кв. км. А значит, размер страны – не главное для экономического процветания. И мы в нашей маленькой Латвии сможем достичь благополучия, если только захотим». Причем, сингапурский ВВП она почему-то считает в латах. Не знаю, читают ли в штаб-квартире американского Forbes свои зарубежные клоны. Похоже, что не все. СИМВОЛ ЛАТЫШСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ – ПРЕСТАРЕЛЫЙ ЭСЭСОВЕЦ
В латышском Playboy реклама тоже совсем не «плейбойская»: опять дешевые распродажи в магазинах готового платья и сельхозинвентарь. А по объему ее еще меньше, чем у Forbes. В январском номере – всего 3 страницы. А вот что касается контента, то его латышский Playboy почти весь сочиняет сам. И девушки голые – местные (по большей части с русскими фамилиями), и светская хроника – своя (по большей части с латышскими фамилиями), есть даже свои тест-драйвы автомобилей. Вот только с жанром интервью уже на четвертом номере почувствовался кризис. С красивыми, знаменитыми и сексуальными персонажами сейчас в Латвии напряженка. Собственных кино- и поп-звезд в стране не имеется. Успешных спортсменов – тоже, а которые были – поуезжали. До кризиса еще были кое-какие плейбои-миллионеры, но большинство из них соорудили свой бизнес на спекуляциях с недвижимостью. А после того, как ипотечный пузырь лопнул, практически весь список латвийских плейбоев перекочевал в список кредитных неплательщиков. Они сейчас интервью не дают, за ними гоняются судебные приставы. Вот и получилось, что январский номер латышского Playboy украсило заглавное интервью с 86-летним ветераном латышского легиона СС депутатом Сейма Висвалдисом Лацисом, который на два года старше самого Хью Хефнера. Старичок этот в нашей стране известен своими радикально националистическими выступлениями с трибуны Сейма. Натура он, в общем-то, цельная. Повоевав в юности под знаменем со свастикой, он до сих пор не изменил своим идеалам. На том стоит! В своем интервью журналу Playboy дедушка-фашист рассказал, как он воевал с русскими, как попал в госпиталь с раненой ногой, и что в госпитале он за медсестрами не ухлестывал потому, что сильно болела нога (обломись, плейбоевский журналист – «клубнички» не будет). Поделился он и своими переживаниями, как в 1943 году после Сталинграда понял, что сторона, за которую он воюет, потерпела поражение. У него, дескать, от этих нерадостных мыслей даже некоторое время была бессонница. А под конец поведал читателям Playboy секрет своего долголетия: «Если есть любовь, то эрекция сохранится». Много разных людей давало интервью журналу Playboy. От Джона Леннона до Фиделя Кастро. Но эсэсовец – впервые. А украшает обложку латышского Playboy фотография русской девушки Оксаны (из Латвии). А внутри – еще одна голая русская девушка – известная российская модель Ольга Курбатова. Вот такая у нас латышская национальная эротика.