Фото: Руслан Шамуков / ИТАР-ТАСС
Когда я работал над картами и путеводителями для европейских туристов вместе с коллегами из балтийских, скандинавских стран и Финляндии, у меня появилось устойчивое впечатление, что иностранцы не очень-то понимают, что им смотреть в России, а россияне – что, собственно, предложить избалованным иностранцам. По сути дела, вопрос стоит ребром: как выгоднее продать Россию?
Пока что складывается впечатление, что Россия на мировом туристическом рынке выглядит как проверенный, но, простите, залежалый товар. Сколько можно эксплуатировать эти штампы – матрешки, золоченые луковки церквей, водка, баня, «Лебединое озеро». Щедро сдабривая это бьющей через край уверенностью в том, что Россия – это , животным и растительным миром, а также непревзойденными ландшафтами, уникальной архитектурой, музеями и парками. Она вся сама по себе уникальна, удивительна и очаровывает своей красотой. В общем, не страна, а планета. А то Италия, Франция или Китай – не планета и не очаровывают. На дюжину отпусков хватит.
Вредное мифотворчество
Рельеф также не слишком радует разнообразием. Бесконечная Русская равнина через Средний Урал плавно перетекает в Западно-Сибирскую низменность. Более-менее пересеченный рельеф появляется за Красноярском. Особенно это заметно, если двигаться на поезде, например, от Петербурга к Владивостоку. Первые четверо суток из восьми вообще ничем не отличаются одни от других. Климатические условия определяют скудость растительного и животного мира. И в нем нет ничего экстраординарного: на севере Европы, на Аляске и в Канаде в общем все более-менее похожее.
Другой миф – об архитектурном богатстве России. Наверное, это обидно звучит, но с точки зрения обыкновенного западного (да и восточного) обывателя – все русские церкви просто на одно лицо. Золоченая луковка и белые стены. Вариант – деревянные. Внутри – больше или меньше икон и убранства, но все равно крайне однообразного, поскольку выполненного в одном каноне. Сколько городов Золотого кольца можно проехать, не взвыв? Немецкие туристы уверяли меня, что три-четыре, не больше. Здания 20-х годов XX века могут представлять даже больший интерес, потому что они самобытны и были прогрессивны для своего времени.
Патриотично настроенные россияне, предвижу, возмутятся: а Байкал, а вулканы Курил, горы Кавказа, собор Василия Блаженного, Кремль, Эрмитаж. Не буду возражать. Тем более что в бытность геологом видел эти красивейшие места СССР сам, лично. И штампы, разумеется, существуют везде. Имидж Франции неотделим от трех мушкетеров и Эйфелевой башни, а США – от облика ковбоя, Столовых гор Аризоны и небоскребов Нью-Йорка. Но нужно понимать, что турист едет в Россию искушенный. Он многое уже видел и хочет увидеть что-то такое, что его бы как минимум заинтересовало.
С чем сравнивать?
Например, европеец, который может себе позволить турпоездку в Россию, уже многое повидал у себя в Европе. За трое суток на машине (проверено на личном опыте не раз) можно добраться из Финляндии на юг Испании. Уехать из заснеженного Хельсинки или Стокгольма и приехать в солнечную Валенсию или Аликанте, где отправиться на пляж. Покинуть край остроконечных елей и гранитных заиндевелых скал, чтобы греться на солнце под финиковой пальмой или фикусом, высотой с девятиэтажный дом.
В Европе буквально спрессованы мировые религии, архитектурные стили и традиции зодчества. И не надо забывать – Европа столетиями качала сокровища со всего света и превратилась в один грандиозный музей. Максимум несколько часов по отличным дорогам – и вы в иной культуре, среди иной архитектуры, в иных традициях.
В поисках другого себя
Это профессиональные путешественники ехали и едут в неведомое. Рядовой турист хочет посетить места, о которых он слышал, которые отпечатались в его памяти. Это может быть связано с известной личностью, романом, историческим событием или, например, популярным кинофильмом. Например, российские туристы любят в Риге ходить на улицу Яуниела, где снимали советские сериалы про Шерлока Холмса и Штирлица.
Мы едем в Париж, зная, что увидим там Эйфелеву башню, и у нас уже есть свое отношение к ней. Здание Рейхстага в Берлине – это не просто архитектурный памятник эпохи, это символ войны и победы. В свою очередь мне приходилось говорить с итальянцем, для которого Московский Кремль – это величайший памятник итальянского фортификационного искусства, созданный под руководством Пьетро Антонио Солари, известного на Руси как Петр Фрязин. Это типично для иностранца – подсознательно стремиться соотнести свое и чужое, и ему приятно, когда он находит положительные связи.
Россия и мир
Однажды мне пришлось лично столкнуться с тем, как уныло рассказывали американцам про возможности отдыха в северных русских городах – упоминая почему-то про «знаменитого» Илью Муромца. Это было очень грустно наблюдать. Американцы никак не ассоциировали себя с городом Муромом. И Ильи Муромца нет даже на самых задворках мира их селебрити.
Этот пример «перехода» через шенгенскую границу может открыть новые возможности, и туристические регионы вполне могут и не совпадать с административными и госграницами. А это – реальная евроинтеграция и практическое знакомство с традициями соседей. В Петербурге, например, многие уверены, что их город становится лучше именно потому, что это туристическая столица России, да и сами петербуржцы постоянно ездят в соседнюю Финляндию и страны Балтии. При приеме иностранного туриста поневоле приходится научиться работать, да и жить именно по столь желанным европейским стандартам.
За последние полтора десятилетия мир, в том числе туристический мир, очень сильно изменился. То, что выше было сказано о России, может относиться в той или иной мере и к другим странам, которые развивают туризм в новых условиях. У России есть свои минусы, явные и скрытые, но есть и плюсы, которые могут тоже не лежать на поверхности – в отличие от куполов. Что перевесит – это уже зависит от вас.