«Послушайте, если вы недавно приобрели компанию за $20 млрд, высоки шансы, что больше ничего покупать в ближайшее время вы не собираетесь», – сказал Марк Цукерберг после сенсационной сделки между Facebook и WhatsApp. Напрасно вы ему поверили. Сегодня ночью стало известно, что социальная сеть неожиданно заплатила $2 млрд наличными и акциями за Oculus VR – разработчик шлемов виртуальной реальности Oculus Rift. На протяжении последних двух лет Oculus являлся чуть ли не самым интригующим технологических стартапом на планете, поскольку обещал воплотить в жизнь мечту человечества о цифровой вселенной. App Heroes объясняет, что означает сделка между Facebook и Oculus.

Основатель Oculus VR Палмер Лаки

Марк Цукерберг верит, что виртуальная реальность – это платформа будущего. Сначала шлемы наподобие Oculus Rift будут использоваться в видеоиграх, но в будущем они способны революционизировать многие индустрии – от кино и социальных медиа до образования и бизнеса. «Чтобы лучше понять сделку, вспомните, как Google купил Android в 2005 году. Многие тогда удивлялись. В Facebook думают, что виртуальная реальность повторит путь смартфонов и превратится в очень важную платформу», – заявил The Verge один из ранних инвесторов Oculus Крис Диксон.
Социальная сеть следующего поколения, вполне возможно, будет частью громадного виртуального мира. Именно поэтому комбинация Facebook и Oculus теоретически представляется такой интригующей: пионеры киберпанка вроде Нила Стивенсона уже давно описали виртуальную метавселенную, в которой происходит значительная чаcть человеческой жизни. В нашем мире предвестником будущего можно считать пока ограниченный, но заметный успех сервисов вроде Second Life, где созданные людьми виртуальные аватары вовлечены в самую разнообразную социальную активность. Многие эксперты – от ученых до топ-менеджеров крупных корпораций – считают, что в будущем мы будем проводить все больше нашего рабочего и свободного времени в трехмерных телах. Однажды два тренда – бум социальных сетей и виртуальных аватаров – должны сойтись в один. Впрочем, до этого еще далеко.
Пока же партнерство с Facebook может помочь создателям Oculus продолжать развиваться. Давайте опустимся с небес на землю: метавселенная – это очень круто, но в данный момент людей начинает тошнить примерно после одного часа в шлеме Oculus. Другая проблема – отсутствие органичных способов управления. Дальнейшее совершенствование потребует огромных инвестиций. «До сих пор мы зависели от прогресса рынка смартфонов и планшетов [...], но в будущем будет правильным разрабатывать технологии специально для виртуальной реальности», – отметил основатель и генеральный директор Oculus Rift Палмер Лаки.
Конкуренция на рынке виртуальной реальности обещает быть ожесточенной. На прошлой неделе Sony представила общественности свой шлем под кодовым названием Morpheus. Ходят слухи о VR-очках от Microsoft и Valve. Не исключено, что отсутствие необходимых ресурсов для разработки и продвижения в массы своей платформы не позволило бы Oculus Rift превратиться в действительно крупного игрока на суперперспективном рынке, так и оставшись развлечением небольшой группы гиков. У Facebook нет привычки на первых порах вмешиваться в деятельность купленных компаний, поэтому у команды Oculus есть шанс воплотить свое изначальное видение. По крайней мере именно поэтому, по словам основателей, они предпочли сделку с социальной сетью, а не с Google или Mircrosoft.
Преданное комьюнити разработчиков и гиков нервно отреагировало на новость. Создатель Minecrat Маркус Перссон моментально написал в Twitter, что отказывается от планов выпускать версию своего хита для Oculus: «Facebook наводит на меня ужас». Когда Палмер Лаки пришел к пользователям Reddit, чтобы объяснить сделку, его моментально обвинили в предательстве и наставили минусов. История Oculus началась с успешной краудфандинговой кампании на Kickstarter, поэтому многие индивидуальные инвесторы относились к проекту очень интимно. Сделка c Facebook разрушает идиллию. Мы все хотим видеть, как маленький независимый стартап переворачивает мир. К сожалению, это не всегда возможно.