Я изо всех сил впился пальцами в подлокотники и пообещал себе пореже смотреть вниз. Теоретически в данный момент я был в помещении одного из московских коворкингов, но мое сознание находилось в совершенно другой реальности. Там я сидел в ветхой вагонетке, которая неслась по рельсам гигантских американских горок, насквозь пронизывающих средневековую европейскую крепость. Когда неспешный подъем вдруг сменился стремительным спуском, мое находящееся в московском коворкинге тело инстинктивно рухнуло в кресло. Так состоялся мой первый контакт с Oculus Rift – шлемом виртуальной реальности, который через год, если все сложится удачно, вы сможете купить за несколько сотен долларов (спасибо вот этим ребятам за организацию тест-драйва).
В моем наивном желании посильнее вжаться в спинку кресла нет ничего постыдного. Фред Брукс из Университета Северной Каролины, который на протяжении нескольких десятков лет занимается у себя в лаборатории различными экспериментами с виртуальной реальностью, видел и не такое. В рамках одного из самых популярных тестов на подопытных нацепляют шлемы и заставляют пройти над пропастью по узкой дощечке. Наиболее впечатлительные могут запросто начать ползать по полу. Учащенное сердцебиение, потеющие ладони – общепринятая реакция. Видите ли, человеческий мозг в целом не чувствует принципиального различия между виртуальным и реальным.
Другое яркое воспоминание: я стою перед металлическим забором, за ним – высокие горы и ночное небо. У меня за спиной начинается мрачный, но дико красивый парк. Шлем Oculus Rift педантично следит за положением моей головы. Когда я поворачиваю его на 90 градусов влево в реальном мире – обзор в виртуальном мире также смещается влево на 90 градусов. Свет в очки не проникает вовсе. Как бы я ни вертелся – я вижу только парк: кусты, скамейка, тропинка. У меня также есть специальный джойстик наподобие контроллера для Nintendo Wii – так шлем следит еще и за моими руками. Я поднимаю взгляд и освещаю фонариком кроны трехмерных деревьев. Поскольку сам шлем весит очень мало, на мгновение удается забыть, где в действительности находится твоя физическая оболочка.
Люди с большим удовольствием на протяжении всей истории отправляются в виртуальные путешествия: наскальные рисунки, театр, литература, кино, живопись, психоделические наркотики. Мы легко погружаемся в разнообразные иллюзии и испытываем в эти моменты настоящие эмоции. Когда из глубин экрана во время одного из первых кинопоказов в истории на зрителей надвигался поезд, многие вскрикивали, а некоторые, по слухам, даже предпочитали поскорее убраться из зала. Вы не знаете, что такое кино, но вы знаете, что такое поезда, – и вы определенно не хотите стоять у них на пути. Шлем виртуальной реальности просто стирает еще одну границу – здесь нет экрана телевизора или рамки картины. На YouTube есть прекрасное видео, где Oculus Rift тестирует весьма пожилая женщина. Разве ваша бабушка реагировала так, когда вы показывали ей обычную видеоигру?
https://www.youtube.com/embed/pAC5SeNH8jw?rel=0
Джарон Ланье – человек, который ввел в обиход термин «виртуальная реальность», – сравнивает мозг с подводной лодкой, которая собирает данные об окружающем мире с помощью перископа (глаз, ушей и прочих органов чувств). Oculus Rift берет и подменяет один из сенсорных стимулов. Непринужденность, с которой мозг переносит нас в виртуальную реальность, отлично демонстрирует знаменитый эксперимент американского психолога Джорджа Стрэттона, родившегося еще в XIX веке. На протяжении нескольких дней он носил очки, которые переворачивали мир вверх ногами. Спустя всего сутки мозг Стрэттона приспособился и инвертировал зрение, словно и не было никаких очков. Однако когда ученый действительно их снял – наш привычный мир оказался перевернут!
Oculus Rift далеко не идеален – если вдруг у вас сложилось такое впечатление. Иногда у меня начинала безумно кружиться голова. Хуже того – желудок периодически навязчиво намекал, что меня сейчас может стошнить. Вспомните, как последний раз вас сильно укачивало в машине, – абсолютно идентичные ощущения. Это происходит, когда виртуальный опыт перестает соответствовать ожиданиям организма. Вы замечаете, как прорисовываются текстуры, или игра с опозданием откликается на поворот головы, или вы неестественно быстро двигаетесь – в эти моменты завтрак подступает к горлу. Мне сказали, что со временем удается адаптироваться, и этот эффект нивелируется. Впрочем, в моем случае пара бокалов вина и еще несколько коктейлей, выпитых накануне вечером, также были явно лишними.
Еще одна проблема – это управление. Клавиатура, мышка и традиционные джойстики сбивают с толку, разрушают иллюзию. Они принадлежат другой системе координат. В Oculus Rift хочется махать руками и ногами, управлять предметами силой мысли. Проекты вроде Kinect или Virtuix Omni обещают альтернативу, но как скоро?
Тот факт, что усилий пары десятков человек и нескольких собранных на Kickstarter миллионов долларов достаточно, чтобы создать практически полностью пригодный для массовой аудитории шлем виртуальной реальности, – производит большое впечатление. Возможно, Oculus Rift провалится, но у меня сложилось впечатление, что сама концепция явно шагнет в мейнстрим в ближайшие лет пять. Это похоже на впечатление от самого первого iPhone – к Oculus Rift очень сложно прицепить эпитет «идеальный», но ничего подобного вы еще не видели.
Но самое, как мне кажется, интересное, что мнение о виртуальной реальности как среде, пригодной исключительно для видеоигр и порнографии, – достаточно недальновидно. В своей отличной книжке «Infinite Reality» Джереми Байленсон и Джим Блашкович рассказывают о разнообразных способах применения подобных технологий. Некоторые направления кажутся весьма любопытными.
ОбразованиеПутешествие по Солнечной системе Titans of Space – одно из самых впечатляющих демо, которое мне удалось попробовать в Oculus Rift. Вы сидите в кабине космического корабля и летаете между планетами: вам рассказывают о спутниках, составе атмосферы и так далее. Ощущение масштаба – сшибает с ног. Если бы так выглядел мой школьный курс астрономии, я был бы самым счастливым ребенком на свете. А теперь представьте себе экскурсии в Древнюю Грецию, где ученики могли бы ходить с учителем по улочкам Афин? Или самые безумные химические эксперименты в трехмерной лаборатории? |
Виртуальный турзимВ фильме «Вспомнить все» Арнольд Шварценеггер прибегает к услуге искусственного создания воспоминаний о путешествии на Марс. Это, пожалуй, слишком круто для нашего уровня технологического развития. Но остросюжетные приключения в виртуальной реальности, где вы выступаете пассивным зрителем, – почему нет? |
ПсихотерапияУченые уже пытаются лечить посттравматический синдром у ветеранов войны в Ираке с помощью виртуальной реальности. |
ИсследованияЛюди ведут себя в виртуальной реальности и реальности физической почти идентично. Скажем, компания Kimberly Clark использует гигантские виртуальные магазины для проверки гипотез о том, как правильно располагать товары на прилавках. Ford – с помощью виртуальной реальности тестирует свои будущие автомобили. |