Дух новой мобильной соцсети Pheed можно описать одной фразой: «18 лет, модель, Кэти Перри – мое все, и да, я как Джастин Бибер». Так пишет в своем био @ПареньСМускулами. В Pheed он делает ровно две вещи: регулярно выкладывает фотографии своего накачанного торса и лайкает как можно больше чужих публикаций, чтобы привлечь внимание. Мое – привлек.

Я опубликовал свой первый пост всего пять минут назад, а под ним уже пара сердечек от «парней с мускулами». Еще есть такой милый в своем бесхитростном цинизме комментарий от четырнадцатилетней школьницы из Алабамы: «Поддержи мою последнюю запись, и я полайкаю парочку твоих». С ужасом удаляю собственную публикацию и смотрю рекомендации сервиса: там двести незнакомых имен (ну, почти). Есть еще просветительский поток NASA, Пэрис Хилтон и Ребекка Блэк. Последняя когда-то давно записала инфернальную песню про пятницу, которая на YouTube собрала миллион дислайков и заслужила титул худшей песни не свете. 

В общем, Pheed гениально продуман, но находиться тут совершенно невозможно.

Сеть появилась осенью прошлого года и первоначально была рассчитана на творческих людей. На момент запуска там даже зарегистрировались пара сотен локальных американских знаменитостей. Основатель социальной сети, О Ди Кобо, рассказывал, что лично встречался с ними и уговаривал воспользоваться своим детищем. Большая часть селебрити, правда, опубликовала всего пару записей и забросила новую игрушку – так, от рэпера Шона Комбса осталась всего лишь одна фотография с Канье Уэстом и Ленни Кравитцем.

Но дело было сделано. Популярность сети росла: за первые два месяца она собрала аудиторию в миллион пользователей. На руку сыграли и ошибки конкурентов: после того как Instagram изменил свое пользовательское соглашение, в Pheed устремилась армия недовольных. Сервису в целях модернизации на месяц даже пришлось приостановить новые регистрации. 1 февраля сеть была вновь открыта, а уже через две недели Pheed занял первое место среди социальных приложений американского App Store.

Идеологически Pheed больше всего напоминает восточные социальные сети: это одновременно и Facebook, и Twitter, и Tumblr, и Instagram, и Soundcloud, и Socialcam. C миру по нитке, все лучшее в одном флаконе. Здесь можно делиться текстами, фотографиями, видеороликами и аудиозаписями, а кроме сердечек-лайков есть даже разбитые сердца-дислайки. А еще Pheed пытается изящно решить проблему монетизации. Нет никакой рекламы – зато пользователи могут сделать доступ к своей ленте платным.

Сходство с китайскими и японскими соцсетями неслучайно: пускай стартап и обосновался в особняке на Малхолланд-Драйв в Лос-Анджелесе, но его основатель-американец на самом деле родился и вырос в Гонконге. До того как инвестировать средства в свой личный сервис, О Ди Кобо проработал почти десять лет в китайской IT-сфере. И он точно знает, что делает: Pheed идеально структурирован, лишен родовых травм десктопных соцсетей (хотя у него есть и веб-версия) и выглядит лучшим мобильным приложением для обмена разнообразным контентом.

Успех эппу обеспечила миграция молодежи из Facebook, Tumblr и Twitter. За февраль аудитория Pheed увеличилась в полтора раза: более 80% пользователей при этом были не старше 25 лет (спустя месяц эта доля, скорее всего, даже выше). Инициатором такого глобального переселения стали популярные подростки, рассказавшие своим поклонникам о новом приложении. Первой это сделала Акейша Бринли Кларк.

Акейша Бринли – типичная подростковая интернет-знаменитость. Она родилась в 1994-м, ее рост 175 см, живет в Калифорнии, любит петь, есть такос и слушть Кейшу. А еще у нее 189 тысяч подписчиков в Facebook и 136 тысяч в Twitter – и это не говоря уже о популярности в Tumblr. 

Акейша не пишет ничего особенного: может выложить хипстерский лук, неловко пошутить на тему школы и признаться, что любит голубой цвет или что не любит построк – потому что так скучно, аж умереть хочется.

Возможно, от Акейши не стоит ждать глубоких экзистенциальных признаний. Но это совсем не важно: можно как угодно смеяться над американскими школьниками или их российскими аналогами в лице Ромы Желудя, но приклоняющиеся перед ними ровесники стали такой силой, что с ней невозможно не считаться.

Однако советы подростковых лидеров мнений – лишь одна из составляющих успеха Pheed. Подросткам Facebook кажется неповоротливым и старомодным монстром, не умеющим дружить с мобильными. В результате они бегут в Tumblr и Instagram, но те не являются самодостаточными. Традиционные соцсети рассчитаны на всех, и именно поэтому – ни на кого в особенности. В этой ситуации начинают стремительно появляться тематические соцети. Так, год назад внезапно оказалось, что до 80% пользователей рассчитанного на дизайнеров Pinterest – это скучающие домохозяйки, которые нашли себе идеальный сервис для визуального описания быта. С Pheed история повторяется, но уже с подростками.

Если тебе 15 лет, ты любишь скейт, татуировки, вегетарианскую еду и непритязательный поп-рок, то Pheed для тебя. Здесь пишут на собственном жаргоне, любят f заменять на ph, потому что it’s #phunny, ставят много тегов и еще очень любят подписываться друг на друга. В противном случае делать в Pheed тебе нечего. 

Впрочем, при попадании в сеть лучше отбросить весь опыт и предрассудки: американские подростки оказываются не такими, какими их можно представить. Они не обсуждают сериалы, почти не постят котиков (зверей публикует поток Animals) и главной темой недели считают, конечно же, новую прическу одного из солистов мальчикового коллектива One Direction. Pheed выглядит территорией абсолютной подростковой свободы.

Здесь нет взрослых зануд, которые придут, укажут на дурной вкус и добавят, что не очень умно показывать голый торс. 

Здесь все единомышленники и все свои. Здесь не знают, что такое Pitchfork и кто такой Томас Пинчон, – ну и ладно. Всем и так хорошо.

Pheed в своем нынешнем состоянии невольно напоминает «ВКонтакте» трехлетней давности. Здесь есть удобные инструменты публикации музыки и видео, продуманная система монетизации – только вот молодежная аудитория пока даже и близко не доросла до осознания возможностей сервиса. Но если все пойдет хорошо, то идея О Ди Кобо реализуется, и через пару лет Pheed среди прочего станет удобной мобильной платформой с системой платных пабликов и качественным контентом. Если нет, то и ладно: здесь все еще есть Пэрис Хилтон. Годы идут, а она не меняется.