Рынок профессиональных социальных сетей в России – это территория больших надежд, громких заявлений и томительных ожиданий. Которые, если и оправдываются, то не полностью, скромно затихают со временем, а ожидание так и остается ожиданием. Чего ждем, спрашивается? Не первый год эксперты, представители СМИ и участники прогнозируют бум профессиональных социальных сетей: их, дескать, ждет большое будущее, которое вот-вот превратится в настоящее. Не превращается.
В российском сегменте интернета несколько социальных сетей для профессионалов. Это «Мой круг», купленный «Яндексом» в незапамятном году в качестве площадки для экспериментов – и активно развивающийся, но остающийся нишевым ресурсом для довольно немногочисленного в масштабах интернета круга людей. Это Professionali.ru, запустившиеся в 2008 году и тут же попавшие в неприятную историю: предыдущая команда, работавшая над проектом, не гнушалась расширять базу пользователей полуспамерскими методами. HeadHunter.ru, SuperJob.ru и другие job-порталы в список не попадают – у них-то как раз все хорошо, и база пользователей – обзавидуешься; но это сервисы для поиска работы или сотрудников, а не социальные сети. Несколько лет подряд о своем желании покорять российские просторы заявляет американский гигант LinkedIn – но дальше слухов и перевода интерфейса на русский язык дело пока не пошло. Наконец, пару месяцев назад о выходе на российский рынок объявила французская профсеть Viadeo, заполучившая в партнеры Sanoma Independent Media. Ее представители пообещали, конечно же, зажечь танцпол и захватить рынок. Получится ли у них?
Slon поговорил с сооснователем Viadeo Деном Серфати и руководителем направления развивающихся рынков Жилем Нембе и узнал о планах компании в России и их взгляде на местный рынок. А заодно – узнал у участников рынка и экспертов-социологов о том, почему профсоцсети в России до сих пор не представляют из себя ничего серьезного, и какое будущее их ждет.
Ден Серфати | Жиль Нембе |
проект
— и не нашли достойного»
Первый вопрос стандартный – почему Россия?
Ж. Н.: «Во-первых, Россия первая в Европе по размеру интернет-аудитории – у вас 50–55 миллионов пользователей, это огромный рынок. Вторая причина заключается в том, что в России нет больших и сильных игроков в сфере профессиональных социальных сетей. Небольшие проекты есть, а лидера нет. Третья причина – здесь много профессионалов высокого уровня, им не надо ничего объяснять и обучать, а можно просто предоставить площадку для профессионального общения. Пару лет назад все выглядело немного иначе, но сейчас – самое время для выхода на российский рынок».
Д. С.: «Знаете, мы могли бы прийти в Россию и год назад, но тогда мы искали проект, который могли бы купить и поглотить, – так мы поступали в Китае, Индии и Латинской Америке, просто покупали местные проекты. Но в России интересных игроков просто не было. Когда мы поняли, что покупать тут некого, возникла необходимость искать партнера, и на это ушел год. Короче говоря, сейчас самое время для того, чтобы сделать сильную профессиональную сеть в российском интернете, а тянуть уже просто нельзя».
– Как вы собираетесь привлекать пользователей?
Д. С.: «Я думаю, это можно будет сделать с помощью ресурсов Sanoma – перетащить на Viadeo пользователей Rb.ru, например. Это во-первых. А во-вторых, нам искренне кажется, что наш продукт будет вдохновлять людей приглашать своих коллег, партнеров и клиентов присоединиться. В общем, обычная комбинация продукта с маркетингом и пиаром».
– Хорошо, про маркетинг понятно. Представим, что я вообще не видела вашу социальную сеть – расскажите мне, что в ней такого, что качественно выделяет ее среди других проектов?
Д. С.: «Мне кажется, не так много игроков, которые могут утверждать, что понимают, как нужно организовывать профессиональную сеть. Вот взять хотя бы «Мой круг»… Ну это же несерьезно. Если посмотреть на российских игроков, видно, что они не делают того, что действительно нужно ресурсу для профессионалов, как то – простого поиска, понятных и заполненных пользователями профилей. Что касается LinkedIn, то этот ресурс очень «американский», а подобные проекты, как мне кажется, необходимо локализовать и адаптировать под конкретную страну. Впрочем, если честно, российская версия Viadeo – только первый шаг, пробная версия, нам еще многое предстоит сделать. Мы хотим и надеемся стать очень локальными и русскими в хорошем смысле этого слова».
– Вы всегда локализуете проекты для разных рынков?
Д. С.: «Довольно часто, потому что у разных стран свои особенности. В Индии, например, мы бы не обошлись без гороскопов. Да, да, не смейтесь: будь я бизнесменом из Индии, я бы сегодня не пошел общаться с вами, не заглянув в гороскоп и не проверив, хороший ли сегодня день для разговоров с журналистами. В китайской версии Viadeo есть кнопка «superpoke», – что-то вроде кнопки «poke» в Facebook, фактически означающей, что ты говоришь человеку: «Привет, как ты?» И это не глупость, просто в Китае не принято сразу принимать незнакомых, пусть и полезных тебе людей, в близкий круг: для начала надо наладить коммуникацию, с чего-то разговор начать. Для них нормально долго ходить вокруг да около. Кроме того, в Китае мы очень много внимания уделяем реальным встречам – для них важно общаться не только онлайн, но и познакомиться друг с другом в жизни. В других странах совсем иная ситуация. Если ты хочешь преуспеть на локальном рынке, ты должен учитывать его особенности».
– И какие особенности вы можете отметить на российском рынке?
Д. С.: «Боюсь, я пока еще не так много знаю о России, чтобы мой ответ был полным. Но некоторые различия есть, например, в структуре рынка. Например, очень многое в российской экономике зависит от государственных компаний. У людей, работающих в таких организациях, и сотрудников частных компаний интересы различаются. Они не интересуются поиском работы, как все остальные – их это просто не волнует, а волнуют другие вещи: как не потерять ту работу, которая у них есть сейчас, как продвинуться вверх по карьерной лестнице внутри своей компании? Но это вовсе не значит, что как профессионалы они не хотят рассказать о своей работе подробнее, похвастаться успехами, заявить о себе миру. И мы должны предоставить им правильные инструменты для удовлетворения их потребностей. Кроме того, в России не так много, как в Европе или Штатах, представителей малого и среднего бизнеса. Если ты строишь сервис для предпринимателя, ты понимаешь, что ему нужно буквально все: найти клиента, найти партнера, найти сотрудников, инвестора, журналистов. И им надо все это предоставить – в России, возможно, ситуация немного иная. В любом случае, месяцев через шесть я смогу рассказать об этом подробнее. Мы многого не знаем и учимся – особенно это касается культурных особенностей».
– Крупных конкурентов не боитесь? Допустим, в России таких нет, но если на наш рынок через пару месяцев придет LinkedIn – это заставит вас понервничать?
Д. С.: «LinkedIn уже есть во Франции, в Италии, Индии, Бразилии – и это не проблема. Мне видится некое разделение: если вы российский профессионал – мы хотим, чтобы вы были в Viadeo, если вы ищете интернациональных связей – добро пожаловать в LinkedIn. Конечно, это прекрасная компания и серьезный конкурент, но мы не боимся, потому что мы разные. LinkedIn про карьеру, мы – про бизнес».
– А вам не кажется подозрительным то, что в 2012 году в российском интернете так и не возникло крупной и интересной для вас профессиональной сети? Может быть, это значит, что русским вообще не нужны, чужды такие проекты? И если кому-то с кем-то надо пообщаться по работе, они делают это… ну хотя бы в Facebook или «ВКонтакте».
Д. С.: «Нет, я не думаю, что профессиональные сети русским не нужны. Это как если бы кто-то сказал, что в Африке в интернете проводят не так много времени – значит, местные жители не заинтересованы в том, чтобы иметь доступ в интернет. Другое дело, почему это не работало раньше? И здесь мы снова говорим о культурных различиях и ментальности. В Китае, скажем, мы купили местный ресурс в 2008 году, и три года аудитория росла – но очень медленно, с 50 000 уникальных посетителей в месяц до 100 000 в месяц. И в 2011 году рост ускорился в разы – по-видимому, что-то поменялось в ментальности, произошел какой-то сдвиг. То же самое было с многими проектами из других сфер. Так что, вопроса в том, будут ли российские профессионалы использовать профильные рабочие сети, не стоит. Вопрос в том, когда они созреют для того, чтобы это делать».
Настоящее и будущее. Комментарии тех, кто понимает
Мнения участников рынка
Юрий Вировец, HeadHunter.ru «Я не согласен с тем, что отечественные профессиональные сети у нас не развиты. Есть прекрасный «Мой круг», например. Понятное дело, что у нас даже премьер-министр не умеет толком интернетом пользоваться, что уж говорить о некоторых бизнесменах. Но однажды социальные сети станут такой же повседневностью, как и мобильные телефоны – и профсоцсети будут развиваться. Конечно, перспективы радостные лишь в далекой перспективе. Конкуренция большая, надо действительно делать что-то из ряда вон интересное, чтобы людей заманить, пытаться угадывать на сто шагов вперед. Щелчком пальца сделать ничего не получится – это тяжелая работа. В русском интернете нет ни одной иностранной компании, которая в своей нише заняла бы лидирующую позицию по сравнению с аналогичной русской компанией. Ну, может быть, «Озон», которая теперь отчасти иностранная компания, но она русского происхождения. Тот же Facebook дошел до определенного потолка – и теперь растет медленно. То же самое произойдет и профсетями. На иностранцев я бы здесь не ставил». |
Дмитрий Ситников, Professionali.ru «Мы не то, что боимся конкурентов вроде LinkedIn, скорее опасаемся. Хотя наш страх явно не такой большой, как у «ВКонтакте» или «Одноклассников» относительно экспансии Facebook, и вот почему. В практическом маркетинге есть три вещи, которые не требуют перевода, – секс, спорт, музыка. Интернет добавил к ним еще три вещи: фото, видео и wow-эффект. В этом смысле себя прекрасно ощущают Facebook и «ВКонтакте». А теперь представим директора магазина «Перекресток» в Новосибирске или директора Walmart в Нью-Джерси. На первой территории они с удовольствием пообщаются. А вот на профессиональной территории – они друг друга не поймут. Ценность международных связей существует только для сотрудников международных компаний. 95% населения России ездят в туристические поездки, но не планируют уехать работать с семьями за рубеж, у них просто другие проблемы, другой вид деятельности. Ценность общения со 150 миллионами контактов в LinkedIn для них стремится к нулю». |
Алена Владимирская, Pruffi.ru «Профессиональным социальным сетям в России сложно в силу нашей ментальности и перегретого рынка, когда каждый более-менее толковый специалист нарасхват. У русских нет культуры качественного карьерного роста, им свойственен импульсивный поиск работы. Поэтому успехом пользуются сайты, на которых можно искать работу, а вот в течение длительного времени рассказывать о себе и своих успехах, общаться с коллегами по рынку – это мало кому интересно. Кроме того, стоит понимать, что, если потребность в профсетях вдруг возникнет, существующие локальные игроки смогут сделать больше, чем делают сейчас. Скажем, «Яндекс» уделяет не очень много времени и сил развитию «Моего круга», но едва ли кто-то из игроков может похвастаться большей базой и медийными возможностями для продвижения профессиональной социальной сети». |
Мнения экспертов
Александр Новиков, создатель и руководитель маркетинговой и социологической компании «Радость понимания» «Профессиональные соцсети – это место, где обмениваются информацией, контактами, знаниями, за счет чего все участники что-то для себя приобретают. Эта схема работает только в открытых сообществах, где есть культура обмена знаниями хотя бы внутри корпораций и вовлеченности организаций в широкие внешние сети. В России пока сильны иные традиции. У нас до сих пор шепчутся о том, что мало кому, кроме говорящих, интересно. Несмотря на очевидное движение к большей профессиональной открытости и прозрачности, в нашей культуре слабо выражено естественное желание людей делиться своими знаниями. Они (знания) рассматриваются как источник власти и конкурентного преимущества, чем нельзя делиться без крайней необходимости. И это присуще как сотрудникам российских компаний, так и самим компаниям. Отчетливее стремление к соблюдению секретности в отношении какой бы то ни было информации и сопротивление ее распространению как внутри компании, так и (тем более) во внешней среде. В результате, вместо широких и открытых профессиональных сообществ наши профессионалы сплачиваются в основном в рамках подразделений одной компании». |
Татьяна Андреева, доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ «Популярны ли профсоцсети на Западе? Это не совсем так, все зависит от страны. В США и в Австралии они популярны, да. Мои коллеги из этих стран действительно активно пользуются профессиональными ресурсами для установления контактов, это норма, например, обратиться к человеку и сказать, что меня кто-то порекомендовал. В Европе же это практикуется реже, в основном среди молодежи. В России все несколько иначе. Разные соцсети используются для разных целей. В российской культуре не очень принято смешивать деловые связи и личные. Я знаю людей, для которых очень важен вопрос разделения личного и рабочего пространства в интернете. Это объясняет в том числе и то, почему западные коллеги используют профсоцсети чаще: там и личные отношения (в тех культурах, где они воспринимаются как более поверхностные, чем в российской культуре) и профессиональные одновременно. А в России многие не повесят семейные фото в профсоцсетях». |