Чем руководствуются люди, успевшие реализовать себя в серьезном бизнесе, а потом решившие вложиться в интернет-проекты, – в общем, понятно. Это новая перспективная сфера, в которой закрутились большие деньги – грех не поучаствовать, даже если ничего не выйдет. О чем думают юные стартаперы, колдующие над проектами, «которые изменят мир», тоже ясно: это весело, интересно, клевая тусовка. Но о чем думает человек, который, едва достигнув первых результатов в осязаемом предпринимательстве, решает бросить все и заняться инновационными сервисами?

Вот есть такой стартап, LinguaLeo.ru. Очень полезный: это сервис для тех, кто хочет изучать иностранные языки, не отрываясь от ноутбука. Пользователи обучаются, предварительно выбрав свой уровень знаний. Просматривают текстовые файлы и видео с нескучными примерами диалогов (например, из любимых сериалов), выполняют задания по результатам просмотра. Учатся воспринимать живую речь, тренируют произношение – это очень важно для тех, у кого есть проблемы с практикой разговоров на иностранном языке (а есть они почти у всех). Пользователи могут сохранять новые слова в словарях, мериться достижениями с друзьями (так как все пройденные этапы и сданные тесты фиксируются) и так далее. И все это в игровой форме и с монетизацией за дополнительные сервисы: «фрикадельки» (виртуальная валюта, с помощью которой можно получать неограниченное количество заданий) и премиум-аккаунты. В общем, чем-то похоже на снискавший славу западный проект LiveMocha и многие менее продуманные отечественные проекты – только с джунглями и виртуальным преподавателем-львенком. 

Сервис заметили: в начале июля LinguaLeo.ru получил первый приз на конкурсе БИТ 2011, одном из самых уважаемых соревнований в сфере высокотехнологичных стартапов. Победители получили приз в размере 500 000 рублей, возможность поучиться уму-разуму у экспертов одного из стартаперских мероприятий в Москве, а заодно – и это самое главное – поездку на 3 месяца в знаменитый бизнес-инкубатор Plug&Play. 

Интрига в том, что создатель LinguaLeo 26-летний Айнур Абдулнасыров – не типичный стартапер, из тех, что, не успев сдать ЕГЭ, уже обивают пороги инвесторов, вооружившись презентациями своих идей на миллион. Когда Абдулнасыров учился на 2-м курсе Высшей школы экономики, он с легкостью выстроил бизнес, который сделал его примером для подражания для многих сверстников – организовал языковой центр «Клуб носителей языка». Эта организация сводила между собой желающих изучать иностранные языки людей с носителями этих самых языков (что сложнее, но эффективнее, чем зубрить язык по русским учебникам). За удачные сделки и последовательную работу Абдулнасыров и вложившиеся в него люди получали отчисления. Все началось с того, что Айнур свел своих институтских иностранцев с жаждущими знаний клиентами, а закончилось отлаженной и разветвленной столичной сетью репетиторов. 

Бизнес набирал обороты, но Айнуру не сиделось на месте – он хотел создать онлайн-сервис, где репетиторами, не менее живыми в плане владения языками и произношения, выступали бы интерактивные сервисы. В 2009 году, спустя 2 года после старта «Клуба носителей», он решился и продал свою долю в бизнесе партнерам. А на вырученные деньги (и накопленные за время учебы средства) нанял 5 разработчиков со всей страны и увез их на несколько месяцев в Таиланд.

Абдулнасыров рассчитал: изолированность от бытовых проблем, хороший дом, отсутствие пробок и тропический климат с джунглями и свежей едой позволят полностью сфокусироваться на продукте. «В гостиной большого тайского дома у подножия джунглей острова Ко Чанг оборудовали полноценный офис для командной работы: повесили большую белую доску, флипчарт, пробковые доски для стикеров, провели интернет, купили кофеварку, много кофе, маркеры, кресла и столы. Затем был налажен быт: закупили посуду, арендовали мотобайки для свободы передвижения, договорились с поставщиками питьевой воды и наладили контакты с местными продавцами свежих овощей и фруктов», – так описывает команда LinguaLeo процесс отлаживания проекта.

Закупились фруктами – и начали разрабатывать. Спустя полгода, в марте 2010, LinguaLeo.ru был запущен в бета-версии. А в мае Айнур с коллегами вернулись в Россию, передав владение островом новым стартапщикам – проекту MyInviter (сервису обмена инвайтами). Суровые российские реалии после красот восточноазиатского королевства несколько подкосили боевой дух стартаперов, да и деньги закончились. Пришлось брать перерыв в активной разработке на 5 месяцев и тратиться только на поддержку сервиса. А потом и вовсе податься в тусовку стартаперов и участвовать в конкурсе «Начинай» бизнес-инкубатора «Строгино». Конкурс LinguaLeo выиграл – команда привлекла ангельские инвестиции в размере $200 тысяч и получила помещение для штаба в вышеупомянутом бизнес-инкубаторе.

С декабря аудитория сервиса увеличилась с 60 000 пользователей до 200 000, в 15 раз выросло количество продаж платных сервисов. В июле LinguaLeo вышел на самоокупаемость. Команда сервиса работает над созданием приложений для iPhone, добавляет новые социальные функции, готовит контент для изучения новых языков (французского и немецкого). Позднее LinguaLeo локализуют в какой-нибудь европейской стране, Китае или в Южной Корее – и все это из офиса в Строгино.

Именно там, в здании строгинского инкубатора (так себе местечко: обдуваемая всеми ветрами проходная с пропускной системой, пустые и блеклые коридоры, в которых, проверено, можно заблудиться) мы и познакомились с Айнуром в феврале. Я искала кого-то, кто разбирается в организации бизнеса языковых школ, для материала про гораздо более молодого, чем Абдулнасыров, бизнесмена – и он сразу вызвался помочь и пригласил в гости. Минут 30 слушал мой рассказ о проблемах незнакомого парня, 40 минут излагал, что тому стоило бы предпринять. Потом еще час рассказывал о своем сервисе, каждой самой незначительной на первый взгляд функции и всех примочках.

Это, к слову, две типичных черты нынешних молодых и начинающих бизнесменов (как минимум тех, с кем я успела пообщаться): они все, во-первых, не боятся помогать ровесникам, пусть и конкурентам. Бывает, шипят на старших: чиновников, не дающих прохода, монополистов каких-нибудь, занудных советчиков – но никогда не отказываются помогать друг другу. А во-вторых, как-то даже слишком трогательно верят в свои (и конкурентов) продукты и в то, как у них все получится. 

Получается не так-то быстро. Существует мнение (вполне справедливое), что в интернете многие процессы ускоряются – и некоторые склонны считать, что это касается и бизнеса. Но пример LinguaLeo показывает, что даже веселая и полезная идея и энтузиазм создателей – еще не залог стремительного взлета. Айнур Абдулнасыров, впрочем, понимает и это, по-буддистски спокойно объясняя: на отладку процессов, усовершенствование продукта и воспитание лояльной, готовой платить аудитории, уходят месяцы и годы (если только ты – не игра про веселого фермера). Достойный подход для обитателя джунглей интернета.