Фото: REUTERS / Thomas Peter

В то время как администрация Сочи готова потратить 45,6 млн на установку и демонтаж олимпийской символики, инвесторы «стройки века» ставят ультиматум власти, требуя реструктуризации кредитов ВЭБа и налоговых льгот. На все упреки по поводу чудовищной дороговизны Зимних игр и неэффективности многих проектов у президента Владимира Путина, кажется, один ответ: стоимость спортивных объектов – 214 млрд рублей, а объем госфинансирования – всего лишь 100 млрд.

Чем плохи данные Путина? Неужели настолько высока доля частных инвестиций? Судя по всему, это только затраты на объекты вроде стадионов – в этом еще более убеждают слова вице-премьера Дмитрия Козака. Правильнее было бы включить в смету не только стадионы и аналогичные сооружения, а еще и инфраструктуру. Чиновники лукавят, когда говорят, что гигантские затраты на инфраструктуру – это не подготовка Олимпиаде, а просто развитие региона. Взять хоть дорогу Адлер – Красная Поляна. Так уж ли важно за 20 минут доезжать от моря до гор? Аналогичная ситуация с подстанциями, газопроводами и так далее. Все эти энергетические объекты, скорее всего, будут востребованы лишь во время Игр. В «мирное время» столько энергии Сочи не съест. В общем, как ни размазывай эти расходы по разным статьям, но все-таки львиная часть инфраструктуры – это именно подготовка к Олимпиаде, а не просто развитие Сочи.

Поэтому Slon решил разобраться, сколько на самом деле составляют бюджетные вливания, сколько – деньги госкомпаний, и какую сумму, наконец, потратили частные инвесторы. Подчеркнем – речь идет лишь о предварительных данных: окончательную стоимость объектов «Олимпстрой», ответственный за сводную отчетность, опубликует не раньше середины лета. Олимпийские волнения как раз утихнут. Однако и предварительный вердикт неутешителен: на частников приходится лишь около 12% понесенных затрат. Да и они изрядно «сдобрены» кредитами Внешэкономбанка.

Увы, главным инвестором олимпийской инфраструктуры все же является бюджет. По состоянию на 1 января 2013 года, когда основные затраты (строительство спортивных объектов, железных дорог и автомагистралей, тепловых электростанций и сетей) уже были сделаны, на государственное финансирование приходилось почти 40%. Это средства Росавтодора, администрации Краснодарского края, «Олимпстроя», Росморречфлота и других распределителей казны. Еще 246 млрд рублей (22% расходов) были внесены в уставной капитал или переданы в виде субсидий на олимпийскую инфраструктуру ОАО «РЖД».

Ниже приведены наши оценки трат на Сочи, а также данные по основным спортивным и инфраструктурным сооружениям.