Фото: hobbes313/Flickr.com

Похоже, длящаяся уже два года эпопея со спасением периферийных стран еврозоны успела поднадоесть даже самым большим еврооптимистам. По сообщениям Reuters, Франция и Германия уже начали консультации по вопросу о «радикальном изменении» еврозоны. Новая конфигурация еврозоны предполагает то, что слабые страны могут ее покинуть, а в «усеченной» еврозоне останутся только сильные экономики, способные к «более тесной экономической интеграции на уровне фискальной политики и контроля за финансовыми потоками». Каковы шансы на то, что новая «маленькая» еврозона станет жизнеспособным проектом? Основная проблема здесь видится в том, что «сильных» стран не так уж и много: госдолги почти всех стран еврозоны, за исключением разве что Австрии, Германии, Нидерландов и Финляндии, имеют потенциально неустойчивую траекторию (впрочем, даже это евроедро не без изъянов – австрийский банковский сектор показывает не очень-то хорошую динамику в последнее время). Иными словами, чтобы быть абсолютно устойчивой, новой «маленькой» еврозоне надо быть такой маленькой, что придется практически ужаться до размеров Германии плюс небольшие экономические саттелиты. Стоит ли тогда городить новый евроогород и не проще ли просто вернуться к старой доброй дойчмарке? Чем-то большим, чем просто экономический «четвертый рейх», новая маленькая еврозона может стать только в случае присоединения к ней другого тяжеловеса, а именно Франции. А вот с этим большие проблемы: финансовая «линия Мажино», отделяющая Париж от европериферийной заразы, не очень-то крепка. Последовательность «от наиболее слабых стран еврозоны к наиболее сильным» приблизительно такова (берем за критерий доходность гособлигаций): Греция–Португалия–Ирландия–Италия–Испания–Бельгия–Франция–Австрия–Финляндия–Нидерланды–Германия. Кроме европериферии – стран PIIGS и маленького крепкого ядра Австрия–Финляндия–Нидерланды–Германия, Франция и, в особенности, Бельгия занимают промежуточное положение по устойчивости экономики к еврокризису, эти страны могут оказаться под ударом в случае обострения ситуации в странах PIIGS. Шансы на то, что та же Бельгия примкнет к новой сильной и маленькой еврозоне, явно меньше, чем к компании PIIGS. Франция же – типичный пример возможности «множественного равновесия» в развитии еврокризиса. То есть, если с PIIGSами все более менее устаканится, с Францией тоже все будет хорошо. Это вариант оптимального равновесия. Однако же если с европериферией все будет плохо, а это явно предполагается в случае «отсекновения» слабых стран от еврозоны, Франция сама окажется слабой (субоптимальное равновесие), так как ей в этом случае потребуется уйма денег для рекапитализации переполненных периферийными долгами банков. Ведь если «слабые» покинут еврозону, скорее всего, это будет означать дефолт по периферийным гособлигациям, а французские банки как раз-таки их самые большие держатели. Выходит, что пока идеи еврочиновников по созданию нового валютного Франкенштейна, но маленького, не намного лучше их прежних потуг по сохранению большого.