Фото: PhotoXPress.ru

Неожиданно! Федеральная антимонопольная служба возбудила дело против РЖД и ее перевозочных «дочек» – «Первой» и «Второй» грузовых компаний (ПГК и ВГК) за непредоставление грузового подвижного состава. Владимиру Якунину, похоже, наконец-то придется расплатиться (хоть так) за неспешное проведение железнодорожной реформы, которая явно зашла не туда, куда хотелось бы бизнесу, который покупает транспортные услуги.
Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин получил пять жалоб от грузоотправителей, которые не могут отправить грузы из-за отказа предоставлять подвижной состав. Список пострадавших вряд ли ограничивается пятью: просто не каждая компания решит обратиться в ФАС. А проблема гораздо глубже. Впервые публично и на серьезном уровне о ней заговорил еще в марте бывший уральский полпред Николай Винниченко: операторы не предоставляли вовремя вагоны, из-за чего ряд предприятий округа оказался на грани банкротства.
Но что такое УрФО: до центра далеко. Зато когда «Мечел» заявил о невозможности вывезти продукцию на $660 млн, эффект оказался совершенно иным. Владимир Якунин оправдывался лично, наконец-то связав проблемы «Мечела» с растущим порожним пробегом из-за несогласованности действий РЖД и частных операторов.
Вопрос настолько важный, что в конце апреля на рынке всерьез обсуждали (в кулуарах, разумеется) вероятность поворота вспять реформы железнодорожного транспорта, как вариант, передачи всех частных вагонов некоему единому оператору. Потому как пропускная способность инфраструктуры и так в дефиците (недаром РЖД просит у правительства 400 млрд рублей), так ее еще забивают порожние составы, которые, зачастую, следуют навстречу друг другу. Вот как это происходит: 
Дефицит пропускной способности усугубляется встречными порожними составами. На примере одного лишь транспортного стыка видна проблема наглядно.
На первой картинке изображена идеальная ситуация, когда всем парком распоряжается один оператор (например, РЖД) и порожний пробег исключен. На второй – реальная ситуация образца 2009 года (в 2010-м стало хуже), когда полувагоны находятся в собственности частных операторов и «дочек» РЖД.

ИСТОЧНИК: ИНСТИТУТ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

В своем докладе экспертная группа «Реформа естественных монополий» отмечает, что стыки Мариинск и Междуреченск не уникальны: встречные порожние вагонопотоки характерны для всей железнодорожной сети. Эксперты настойчиво советуют либо прекратить встречные порожние перемещения грузовых вагонов, либо развивать магистральную инфраструктуру для их перевозки, что потребует значительных финансовых вложений. Одно понятно точно: «дубинка» ФАС здесь точно не поможет.