Фото: PhotoXPress.ru
Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин получил пять жалоб от грузоотправителей, которые не могут отправить грузы из-за отказа предоставлять подвижной состав. Список пострадавших вряд ли ограничивается пятью: просто не каждая компания решит обратиться в ФАС. А проблема гораздо глубже. Впервые публично и на серьезном уровне о ней заговорил еще в марте бывший уральский полпред Николай Винниченко: операторы не предоставляли вовремя вагоны, из-за чего ряд предприятий округа оказался на грани банкротства.
Но что такое УрФО: до центра далеко. Зато когда «Мечел» заявил о невозможности вывезти продукцию на $660 млн, эффект оказался совершенно иным. Владимир Якунин оправдывался лично, наконец-то связав проблемы «Мечела» с растущим порожним пробегом из-за несогласованности действий РЖД и частных операторов.
На первой картинке изображена идеальная ситуация, когда всем парком распоряжается один оператор (например, РЖД) и порожний пробег исключен. На второй – реальная ситуация образца 2009 года (в 2010-м стало хуже), когда полувагоны находятся в собственности частных операторов и «дочек» РЖД.
В своем докладе экспертная группа «Реформа естественных монополий» отмечает, что стыки Мариинск и Междуреченск не уникальны: встречные порожние вагонопотоки характерны для всей железнодорожной сети. Эксперты настойчиво советуют либо прекратить встречные порожние перемещения грузовых вагонов, либо развивать магистральную инфраструктуру для их перевозки, что потребует значительных финансовых вложений. Одно понятно точно: «дубинка» ФАС здесь точно не поможет.