Министр экономического развития Эльвира Набиуллина в целом согласна с итоговым докладом «Стратегия-2020», подготовленным в течение прошлого года группой экспертов на базе Высшей школы экономики и Академии народного хозяйства и госслужбы. Доклад разросся с 517 страниц в августе до 864 сейчас и в целом сохранил все недостатки, за которые его критиковали, – этот документ содержит перечисление огромного количества хороших мер (многие из которых озвучиваются уже годами), но при этом абсолютно нет уверенности, что нынешние власти готовы претворять эти меры в жизнь.
Предпосылка доклада такова – экономике РФ для того, чтобы хотя бы сохранить нынешнее положение в мире и благосостояние, а тем более, развиваться, нужно увеличиваться не менее чем на 5% в год. После кризиса мир изменился, и наша экономика даже при дорогой нефти не может так быстро расти. Нужный рост могут обеспечить только инновации, а они создаются креативным классом (да, понятие «креативный класс» закреплено и в Стратегии-2020). Но из страны с плохим деловым климатом, плохой пенсионной системой и прочими хорошо известными проблемами креативный класс очень быстро уедет. Значит, надо реформировать общество так, чтоб данному классу было в ней комфортно. Отследить ход создания «Стратегии-2020» можно здесь, а познакомиться с полным текстом – ниже (полная версия в pdf).
Конкретные предложения тоже давно известны – властям следует провести «бюджетный маневр», который заключается в росте госфинансирования инфраструктуры и человеческого капитала на 4% ВВП к 2020 году за счет сокращения неэффективных и избыточных расходов госбюджета. Предложено вернуться к ЕСН, передав его администрирование ФНС, улучшать деловой климат, а также провести в 2016–2020 годах полную приватизацию крупнейших госкомпаний либо снижение в них госдоли до блокпакета.
Наиболее интересная (и затрагивающая все слои общества часть) – это пенсионная реформа. Вот основные положения «пенсионной» главы «Стратегии-2020».
Основные проблемы:
Современная пенсионная система в России остается лишь слегка модифицированной советской, ориентированной на низко- и среднеоплачиваемых работников формального сектора. Россия стала страной с весьма высоким уровнем взносов на пенсионное обеспечение, при этом уровень реальных пенсий низок. Пенсионная система не приспособлена к удовлетворению потребностей растущего среднего класса, он исключен из обязательной системы и выполняет лишь роль донора. Последние решения только усугубляют эту проблему. От системы, формирующейся по страховому принципу, Россия идет к системе, ответственной только за защиту от бедности. Пенсионная система не создает стимулов к легализации зарплат и сокращению рабочих мест с вредными условиями производства; сохранение сегодняшней системы приведет к снижению конкурентоспособности экономики и занятости.
Решения:
Повышение требований к минимальному стажу для получения трудовой пенсии (а не социальной, которая начинает выплачиваться на 5 лет позже). Около трети работников небюджетных секторов, имеющих право на досрочное назначение пенсии по старости, трудятся в нормальных условиях труда. Поэтому количество досрочных пенсий надо сократить. Самый мягкий вариант сокращения – пересмотреть список опасных работ, и тем, кто уже на них трудится, оставить право на досрочную пенсию, но тех, кто впервые нанимается на работу, исключенную из списка, лишить такой пенсии. Сформировать комплексную систему для групп с разными доходами:
– Для неработающих (имеющих низкий стаж работы в формальном секторе) и низкодоходных работников неформального сектора – социальная пенсия.
– Для низкодоходных работников формального сектора – базовая пенсия.
– Для среднего класса – сумма базовой, солидарной, обязательной накопительной пенсии, а с ростом доходов – добровольная и квазидобровольная накопительная пенсия. Добровольная – это когда человек сам делает взносы в пенсионный фонд. Квазидобровольная – когда государство делает дополнительные взносы в пенсионный фонд из зарплаты работника, но если работник озаботится и напишет заявление, то эти взносы взиматься перестанут.
– Для богатых – то же, что для среднего класса, плюс они смогут позаботиться о себе сами. Повышение пенсионного возраста до 63 лет для обоих полов к 2030 году и соответствующее повышение нормативного стажа работы.
На последнем пункте надо остановиться особо. Как не раз уже говорили эксперты, а пару дней назад повторили Алексей Кудрин и Евсей Гурвич в «Вопросах экономики», чудес не бывает – если пенсионная система была задумана, когда люди умирали раньше, а теперь они стали умирать позже, то чтобы не разориться, государство будет вынуждено поднять пенсионный возраст.
При этом «Стратегия-2020» предлагает несколько вариантов того, как смягчить удар от столь непопулярного решения:
Постепенное повышение даты выхода на пенсию – для женщин – на 6 месяцев за год, для мужчин – на 3 месяца в год. В переходный период оставить выбор: в первые три года реформ работники должны получить возможность остаться в существующей системе, то есть выйти на пенсию раньше, но иметь пенсию меньшего размера.
Но, думается, самым популярным будет последний вариант «смягчения» реформы – начать повышение пенсионного возраста с государственных служащих с последующим распространением на другие категории. В этом случае вероятность социального напряжения снижается, поскольку «государство начинает с себя».