В правительство России представлена «Стратегия-2020» на 517 страницах – документ, который должен задать экономическое и общественное развитие страны на 8 лет вперед. Это уже третья версия манускрипта – вторая на 103 страницы появилась в июле, а совсем тонкий буклет раздавался на Петербургском экономическом форуме в июне. Slon.ru регулярно вел репортажи о подготовке «Стратегии», а на нынешней неделе ведущие деловые газеты страны каждый день посвящали статью какой-нибудь из ее глав. Это создает ощущение, что «Стратегия» – это тяжелый для понимания и противоречивый документ. На самом же деле логика «Стратегии-2020» прозрачна и может быть изложена в виде четырех простых тезисов: 1. До мирового финансового кризиса экономика России росла высокими («азиатскими») темпами, но высокого («европейского») уровня благополучия достичь не успела. Сейчас темпы роста упали до «восточноевропейского» уровня и не увеличиваются даже при дорогой нефти. Поэтому если Россия хочет стать богатой, то она обязана вернуться к высокими темпам роста. 2. Высокий рост может обеспечить креативный класс – созидающие люди с высшим образованием. Значит, социальная политика должна поддерживать креативный класс. 3. Чтобы креативный класс остался в стране, надо улучшить деловой климат – снять административные барьеры, побороть коррупцию. Для этого надо усилить защиту конкуренции, изменить мотивацию госаппарата, резко сократить функции госорганов по контролю бизнеса. 4. Креативному классу нужно также создать комфортные условия жизни: хорошую медицину, инфраструктуру и качественные вузы для детей. Поскольку дополнительных источников поступления денег в бюджет почти нет, то следует правильно перераспределить расходы и доходы бюджета (что называется «бюджетным маневром»). Надо увеличить расходы на образование, здравоохранение, дорожное хозяйство, ИТ и связь. И одновременно надо снизить расходы по статьям «Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Национальная экономика и ЖКХ» (предлагается уменьшение трат на инноград «Сколково», «Роснано», подготовку к Олимпиаде в Сочи, транспорт и ЖКХ). Все остальное – в том числе такие нашумевшие предложения, как увеличение пенсионного возраста и повышение налогов на авто, – это лишь частности, которые выводятся из основных тезисов. Причем некоторые из них можно реализовать в более мягкой форме или вообще отменить. Если «Стратегия» и будет претворяться в жизнь, то, скорее всего, после выборов президента весной 2012 года, когда власть сможет расслабиться и проводить ту политику, которую надо, а не ту, которая позволяет переизбираться. Однако есть три предпосылки для того, чтобы «Стратегия-2020» не сработала или даже не начала воплощаться в жизнь: Ключевой пункт документа, без реализации которого никакие экономические меры не сработают, – это улучшение работы судов и полиции, борьба с коррупцией. Но пока не заметно признаков, что власть всерьез решила заняться данными проблемами (переименование милиции, конечно, не в счет). – Трехлетний бюджет уже сверстан и в нем увеличиваются расходы на оборону и снижаются – на образование и здравоохранение. То есть нынешний бюджет прямо противоречит тому, что нужно «Стратегии-2020». «Стратегия» пытается переделать российскую экономику спроса в экономику предложения, о чем прямо и пишут ее авторы. Однако общемировая тенденция сейчас совершенно иная – экономика спроса побеждает экономику предложения. Это означает, что миру на ближайшие 20 лет придется смириться с ограничением конкуренции, вмешательством государства, инфляцией, бумом в промышленности и отсутствием интереса инвесторов к рисковым проектам. Другими словами, мировая экономика в целом будет развиваться в направлении, абсолютно противоположном тому, которое предлагают авторы «Стратегии». Идти против ветра обычно сложно и неразумно, а иногда – невозможно.