Фото Fotolia/PhotoXPress.ru
«Откаты в оборонной промышленности составляют 2–5% для государственных предприятий и 20% – для коммерческих компаний», – заявил во вторник зампред комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Анатолий Бондарук. Коррупция, на его взгляд, стала главной причиной срыва гособоронзаказа в прошлом году.
Объем гособоронзаказа на 2012 год в интересах российского военного ведомства составляет 677,4 млрд руб. Плюс кредитные средства под госгарантии в сумме 175,95 млрд руб. Далее эта сумма должна ежегодно возрастать. «В 2013 году гособоронзаказ составит 1,24 трлн руб. В 2014 году – уже 1,5 трлн. Потом мы выйдем на 2 трлн в год», – говорил первый замминистра обороны Александр Сухоруков. Всего на программу перевооружения армии до 2020 года планируется потратить 20 трлн руб. Как известно, борьба против этой программы стоила должности Алексею Кудрину.
Общий объем гособоронзаказа для всех силовых ведомств на этот год составляет 1,769 трлн руб. Если считать только по данным Бондарука для госкомпаний – все же частников не так много – то от 35 до 78 млрд руб. осядет в карманах недобросовестных чиновников. То есть на откаты уйдет примерно столько же денег, сколько требуется на производство от 11 до 24 экземпляров самого современного на сегодняшний день российского истребителя Т-50.
Замдиректора Центра АСТ Константин Макиенко полагает, что вся система не может быть построена на откатах. И мнение о тотальной коррупции в армии построено на «журналистских мифах». Он убежден, что главная причина неэффективных трат отнюдь не в злом умысле, а в низком качестве специалистов. «У нас нет специалистов по сложным схемам длительного цикла. Тех, кто мог бы прогнозировать, какой через 3 года будет инфляция, цена на нефть, как изменятся зарплаты», – говорит он. Справедливости ради надо отметить, что специалистов, способных предсказать, что будет твориться в экономике через 3 года, нет не только в российском военном ведомстве, но и нигде в мире. Но военные экономисты не справляются и с более простыми вещами. «Возможность Минобороны глубоко понимать детали ценообразования была не так высока. Поэтому ведомство избрало простой путь: набрали специалистов, которые берутся сравнивать между собой различные цены по разным технологиям и просто режут затраты. Наверное, этот инструмент эффективен в ряде случаев, но в нашем он приводит к тому, что мы не можем производить ниже себестоимости», – сказал в интервью изданию «Лента.ру» гендиректор «Ижмаша» Максим Кузюк.
На взгляд Макиенко, самой коррупциогенной частью гособоронзаказа являются НИОКРы. Там сложно прогнозировать результат заранее, а значит, и отличить добросовестных, но неудачливых, экспериментаторов от циничных расхитителей госсобственности.
Глава «Центра военного прогнозирования» Анатолий Цыганок, наоборот, абсолютно уверен в справедливости приведенных цифр. «Это элитная коррупция. В ней задействованы высшие чиновники», – полагает Цыганок. Этому способствует и атмосфера повышенной секретности. В России, по его словам, закрытая часть гособоронзаказа составляет 30%, а в США – 2,5%. Франция, говорит Цыганок, славится использованием коррупционных схем при продажах оружия за рубеж, и проекты по закупкам вооружения за рубежом поддерживаются той частью элиты, которая заинтересована в легитимации своих капиталов на Западе.
Тем временем, президент Владимир Путин во вторник предложил Минобороны определиться с заказами на перспективу, так как отсутствие долгосрочных планов сдерживает модернизацию отрасли боеприпасов.