Активные и развитые регионы первыми пострадали от наступающего бюджетного кризиса – главные доноры России, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, в 2013 году столкнулись с дефицитом бюджетов 15–18%. Об этом говорят расчеты Независимого института социальной политики. В пятницу директор его региональных программ Наталья Зубаревич озвучила их на Международной экономической конференции в ВШЭ.
Зубаревич рассказала о возможных решениях одной из самых острых проблем – как перераспределить средства между центром и регионами, чтобы пережить сложные времена с минимальными потерями? На прошлой неделе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала правительство «дать глоток воздуха регионам», не забирать у них так много налоговых доходов. По мнению Зубаревич, это уже не поможет, потому что за последние десять лет власть приучила большинство субъектов жить пассивно и ждать дотаций из центра. Slon приводит ключевые фрагменты ее выступления.
Я попытаюсь вам показать, как идут реформы межбюджетных отношений и как выкручиваются регионы в очень плохой среде.
Первое. В регионах упал налог на прибыль – и это не только кризис [влияние экономического кризиса], но еще и принятый, действующий с 2013 года закон о налогообложении интегрированных бизнес-групп. Что привело к тому, что в среднем на 13% упали поступления по налогу на прибыль (Счетная палата установила, что из-за введения консолидированных групп налогоплательщиков поступления по налогу на прибыль в январе–сентябре 2013 года сократились на 177,2 млрд рублей; причем в основном пострадали регионы-доноры. – Slon).
За счет чего живут регионы?
Налог на прибыль, кормилец развитых регионов, играет все меньшую роль. Это имеет долгосрочные последствия – им все менее интересно работать с бизнесом. И этот тренд становится главным для очень многих регионов. Доля налога на доходы физических лиц уже практически максимальна. Выросла доля имущественных налогов, и здесь гораздо больший простор для творчества субъектов Федерации, потому что ставки устанавливают в основном они. Если мы понимаем, что налог на прибыль кормить перестает, что НДФЛ достиг потолка, что акцизные проблемы не решаются без федеральных органов власти и коридор возможностей существует только в налогах на имущество, то что светит регионам в сфере трансфертов из федерального бюджета?
Трансферты из федерального бюджета в регионы
Источник: Независимый институт социальной политики
Доля трансфертов в доходах бюджетов регионов, %
Источник: Независимый институт социальной политики
Как ведет себя власть, распределяющая трансферты?
Динамика расходов бюджетов регионов в 2013 году (в % к 2012 году)
Источник: Независимый институт социальной политики
Можем ли мы отпустить регионы?
Доля в поступлениях налогов в федеральный бюджет, %
Источник: Независимый институт социальной политики
Что можно сделать и что будут с этим делать федеральные власти?
Мы наконец публично признаем, что хватит принимать политически мотивированные и экономически необоснованные решения о повышении заработной платы. Втихую это уже делается – меняются расчеты средней заработной платы в регионах. И принимается масса других тихушечных решений, которые этот удар кувалдой по башке регионам смягчат.
Мы признаем наконец, что надо менять закон о консолидированных группах налогоплательщиков. Минфин пытается убрать худшие эффекты этого закона. Отобьют ли лоббисты эти попытки, я не знаю.
Мы наконец признаем, что нельзя давать сверху, из федерального бюджета, льготы по налогу на прибыль (По информации Счетной палаты, из-за таких льгот в январе–сентябре 2013 года регионы недополучили 663,3 млрд рублей. – Slon). Потому что это является компетенцией регионов. Признаем ли? Нет, не признаем. Потому что тогда не будет отношений «я начальник – ты дурак».
И самое главное сейчас, что можно сделать, – это поднять рост прозрачности трансфертов. Будет ли это? Мой категоричный ответ – нет. Потому что это коррупция и невероятное удобство короткого поводка. Будешь делать правильно – получишь, не будешь делать правильно – не получишь.