Производитель доступных электромобилей для повседневных нужд, компания Tesla Motors, принадлежащая Элону Маску, сегодня вернула все субсидии, которые ей были выданы американским правительством: $465 млн. Выплаты сделаны досрочно – на девять лет раньше плана, завершающий транш составил $451,8 млн.

Эти деньги компания получила от Министерства энергетики в рамках Программы поддержки высокотехнологичного автомобилестроения. Планировал ее еще Буш, а раздавать субсидии стали при Обаме – с 2010 года. Всего было выделено $25 млрд.

Tesla стала первой производственной компанией, которая рассчиталась перед Минэнерго. Вернуть заем ей позволили средства, вырученные за акции и облигации, – всего компания подняла на инвесторах чуть больше $1 млрд. Это историческое событие: рядовые инвесторы поверили в бизнес, который собирается зарабатывать на электрокарах, и из дотируемого он стал вполне рыночным.

Второй важный момент – моральная победа авторов программы поддержки над скептиками. Выясняется, что государственные субсидии могут быть эффективным инструментом развития промышленности при сравнительно небольших вложениях, если делать их с умом. Совсем недавно Митт Ромни назвал Tesla «компанией-лузером» в одной из предвыборных речей. Теперь скептики вроде как посрамлены.

Читайте также – Почему я заказал себе Tesla Model S →

– Три компании по миллиарду. Как Элон Маск стал суперстартапером →