© Алексей Даничев / РИА Новости
Минфин предлагает сократить субсидии железнодорожникам на дальние пассажирские перевозки, а сэкономленные деньги направить на финансирование авиаперевозок на тех же направлениях,
РЖД в результате такого решения может потерять до 5 млрд рублей субсидий в год. Железнодорожники говорят, что объем перевозок поездами дальнего следования придется уменьшить на 40%. Но инициатор предложения о перенаправлении субсидий, замглавы Минфина Андрей Иванов, считает, что это нормально: люди с радостью будут больше летать и меньше ездить.
Инициатива Иванова появилась не просто так. Минфин сравнил десять авиационных и железнодорожных маршрутов различной дальности и пассажиропотока за 2000 – 2011 год и подсчитал, что в сегменте перевозок на расстояния свыше 1,5 тысяч км авиация стабильно растет, а тех, кто ездит на поездах, становится меньше. К примеру, на маршруте Москва – Новосибирск (2891 км) снижение пассажирооборота на железной дороге за 11 лет составило 73,8% при средней стоимости проезда в 2011 году в купейном вагоне по этому маршруту чуть менее 10,5 тысяч рублей. Доля авиаперевозок здесь с 2000 года выросла с 58% до 89% – и средняя стоимость такого перелета составляет 7 тысяч рублей. Или вот направление Москва – Воронеж: 465 км пути стоит у РЖД 2300 рублей, а средняя стоимость перелета – 3000. Но на этом маршруте падение пассажирооборота на железнодорожном транспорте составило 15,5%, а доля авиационных перевозок не изменилась.
Специалисты пришли к выводу, что РЖД еще кое-как сохраняет способность конкурировать с авиакомпаниями только за счет стоимости билетов, которая поддерживается государством. А если этой разницы не будет, то и ездить поездами люди почти не станут.