Фото: EPA / ANDREW GOMBERT

В конце мая компания Google объявила о планах начать тестировать беспилотные автомобили собственного производства уже в этом году. По словам главы компании Сергея Брина, его машины будут безопаснее традиционных, даже несмотря на отсутствие в них руля и педалей. Крупнейшие автопроизводители, хотя и развивают собственные концепции автономных машин, похоже, не вдохновились идеей запустить автомобиль, способный обходиться без водителя в принципе. Они идут по более понятному и менее революционному пути: предполагается, что человек так или иначе будет участвовать в управлении (для выполнения сложных задач вроде езды по городу или в экстренных ситуациях, с которыми не справится робот).

Отказ играть на поле Google хотя и оправдан в краткосрочной перспективе (ибо издержки велики), но может стоить производителям их позиций в будущем, гласит статья в Forbes: на примере Kodak, IBM, Blackberry и многих других компаний мы уже видели, как подрывные инновации переворачивают индустрию.

Вот пять причин, по которым автопроизводителям стоит бояться Google.

1. Пока вы рассуждаете о том, сможет ли Google воплотить свои планы в жизнь, компания создает свой бренд, строит стену, чтобы защитить интеллектуальную собственность, и оказывается ближе к своим целям, чем те, кто не решился действовать активнее. 2. Автопроизводители привыкли разговаривать со своими поставщиками с позиции силы. Представьте, что будет, если главным (или единственным) поставщиком станет огромная Google, которая разработает технологию автономного вождения, пока все в ней сомневаются, и защитит ее патентами. 3. Google может отказаться от позиции поставщика технологий и стать собственно производителем конечного продукта – например, купив для этого мощности. Однажды компания уже сделала это, когда приобрела Motorola Mobility за $12,5 млрд, чтобы выйти на мобильный рынок. 4. Беспилотные автомобили создадут новый рынок, который традиционные автопроизводители окажутся не в состоянии обслуживать. Например, машины, не требующие вмешательства водителя, как нельзя лучше подойдут для людей с ограниченными возможностями или для стариков (согласно Los Angeles Times, к 2030 году 25 процентам американских водителей будет за 85 лет). 5. Машины без водителя могут перевернуть бизнес-модель в целом – например, обрушить продажи автомобилей за счет того, что потребители перейдут от владения автомобилем к концепции «car sharing» – то есть будут использовать машину только тогда, когда она действительно нужна (по статистике, 95% времени автомобиль стоит припаркованным, без движения). Жизненность этой концепции уже доказывает приложение Uber.

Безусловно, компании Google еще долго идти к тому, чтобы заполнить беспилотными машинами улицы городов. Но Google – это Google, с амбициями, талантами и деньгами. Хотя бы поэтому автопроизводителям следует принять идею о полностью автономных машинах всерьез.