Фото: trojka.rs
Продолжение. Начало здесь.
Адаптема 5. Новая навигация и отбор значимости: заражая друг друга
Ради отклика, всякий юзер старается быть интересным, подобрать интересную тему, интересно выразить свои мысли. Если у него получается, то сама процедура отклика используется окружающими ровно с той же целью – добиться отклика в свою очередь, уже на свою активность.
Наиболее интересные темы заражают интересом большое число юзеров. Начинается эпидемия интереса. Причем каждый участник добавляет что-то свое: сокращает, приписывает, ставит акценты, изменяя входящее сообщение. В результате этой подстройки вирус интересности мутирует, стремясь найти оптимальную форму, способную захватить как можно большее количество жертв. Каждый из нас с удовольствием (с жаждой отклика) прилагает к этому свое усилие, инвестируя порой несколько часов в день, чтобы распространить и прирастить заразу интересности.
Так, благодаря вирусному редактору, происходит отбор общей значимости в череде частных усилий. Сообщения, не обладающие потенциалом интересности (то есть потенциалом отклика) частными фильтрами не пропускаются.
Вирусный редактор – это живое биение общественного мнения. В результате потенциал взаимодействия и подладки оказывается больше потенциала анархии и какофонии.
Всеобщая мгновенная связь, прямое участие частных суждений в выработке общественного мнения кардинально меняют роль былого посредника – роль СМИ.
Адаптема 6. Все – сами себе медиа
Желая отклика, любой публикатор неосознанно стремится привлечь свою аудиторию. По сути, это медийная задача. А коль скоро публикаторы теперь все, то и медийные функции распределяются на всех. Каждый применяет, того не ведая, редакционные технологии.
Например, никогда раньше столько людей не придумывали заголовки. Теперь все делают медийную работу: найти актуальное, интересно подать, подобрать иллюстрацию, фактуру. Все эти приемы помогают привлечь внимание и добиться отклика – не зря же они были наработаны профессиональными СМИ.
Нет ничего странного в том, что любой публикатор – будь то человек или корпорация – получив доступ, тут же начинает улучшать свою медийность. Ведь чем лучше сделано сообщение, тем выше вероятность отклика. Критерий эффективности зашит в природу процесса.
Адаптема 7. Коллективное медийное самообслуживание
Жажда отклика и постоянное стремление улучшить собственную медийность создают среду, которая сама себе сообщает все важное и интересное.
Учитывая масштаб явления, надо признать, что эта сеть может зачерпнуть все. Просто все, к чему имеет отношение человек и что может быть использовано для добычи отклика. В том числе оголтелую ерунду. Но интересное и значимое будет отобрано, усилено вирусным редактором и сообщено всем, для кого оно имеет значение.
Вирусный редактор – это не заговор против журналистов. А если и заговор, то наиболее активными его участниками являются как раз сами журналисты. Ведь благодаря своим профессиональным навыкам и живому интересу к жизни они превосходят других заговорщиков в умении сообщать интересное и добиваться отклика. Другие только учатся, а журналисты – уже умеют.
Принято противопоставлять СМИ любительскому авторству интернета. Но на самом деле СМИ уже стали составной частью этой среды, причем самой активной. Что по-прежнему приносит им славу, но угрожает их бизнесу, ибо монополия на сообщения в этой среде невозможна, а значит, продавать их не получится.
Одно из главных следствий коллективного медийного самообслуживания – роль медийных технологий растет, а роль СМИ, как общественного института, – падает. И, видимо, стремится к нулю. Это и есть основная причина и смерти газет, и сжатия бизнес-модели СМИ. А вовсе не переход от бумаги к цифре.
Адаптема 8. Партизанская журналистика интернета: любители против профессионалов
Коллективное медийное самообслуживание создают партизанскую журналистику, способную выполнить любые функции, закрепленные ранее за СМИ.
Возьмем новости. Пользователи интернета, эти собкоры вирусного редактора, присутствуют везде. В результате любое событие происходит обязательно в присутствии блогера, который, конечно же, тут же сообщает об этом миру. Еще бы – такой шанс получить отклик!
Это означает, что если у события есть хоть какой-то потенциал значимости, оно будет замечено. А если этот потенциал большой – сообщение будет подхвачено и распространено ровно в таком объеме, в котором оно того заслуживает. Профессия репортера, в общем-то, уже умирает. Репортер приезжает всегда после события, а блогер – всегда на месте в момент события.
Партизанская журналистика может производить аналитику, затевая коллективную экспертизу. Как это происходит? Например, некий блогер увидел, что фотоотчет прокремлевского молодежного движения о тушении лесного пожара похож на подделку. Он предъявляет это свое сомнение и какие-то начальные аргументы. Если френдам интересно, они заражаются расследовательским пылом, заражают других, набегает толпа самодеятельных экспертов, среди которых найдутся толковые и бестолковые специалисты любой компетенции.
Вирусный редактор отберет лучшие умозаключения и лучшие формулировки, то есть осуществит еще и стилистическую редактуру. И тут же распространит их силами самих же участников. Найдутся и такие, кто сжато агрегирует выводы, сделает попурри. Внесет свой вклад, чтобы получить свой отклик. На выходе получается детальный разбор темы, невозможный в СМИ.
Этот механизм работает с любой темой. От спортивных и политических до самых сложных финансовых или макроэкономических. Любые обсуждения суммарно рафинируют главное и вскрывают подробности. Если это интересно, вирусный редактор разберется во всем. Потому что это интересно как раз людям соответствующего профиля. А значит, они непременно инвестируют свои знания и время в коллективный анализ.
Возможно ли расследование Навального по буровым установкам хоть в одном профессиональном российском СМИ? Видимо, нет. Даже в самых независимых деловых изданиях.
Однако проблема даже не в том, что СМИ, будучи уязвимы, не могут по политическим причинам. Технологически некоторые из них, наверное, смогли бы сделать не хуже, если бы припомнили навыки и как следует напряглись. Дело в том, что СМИ для этого больше не нужны. Можно и без них. Доступ к расследовательскому публикаторству теперь открыт всем желающим. А массив столь велик, что желающие находятся. Для своих целей: политических, репутационных – неважно.
Ну, а об альтернативной публицистике говорить вообще не приходится. Партизанская журналистика располагает самыми лучшими публицистами. В том числе (и прежде всего) теми, которые вроде как работают в СМИ.
Да есть ли в журналистике что-то, недоступное усердному любителю, вышедшему в состояние сетевого разума?
В следующих колонках – о качестве любительской информации, последнем бастионе СМИ и гонке медийных вооружений.