Фото: Reuters

Ожидалось, что на прошедшей конференции F8 Марк Цукерберг презентует медиаплатформу для Facebook – встроенные в социальную сеть сервисы для прослушивания и хранения потоковой музыки и видео. На деле все оказалось несколько хитрее. В Facebook решили, что успешный фокус с Like, который они провернули годы назад, сделав эту кнопку символом социального интернета, пора повторить еще раз, но значительно осовременив – предложив пользователям новый словарь и новые принципы группировки информации. А контент – в том числе медийный – должен подтянуться сам. 

Профиль как таймлайн

Кардинально меняется личный профиль пользователя и подход к с сортировке и презентации пользовательской информации. На месте привычного профиля появится timeline – временная шкала, которая будет отображать информацию о действиях и активности пользователя в хронологическом порядке: сообщения в сети, размещенные фотографии, географические метки на картах и действия пользователя в данный конкретный момент (об этом ниже). Предполагается, что таймлайн будет внедрен в течение нескольких недель – пока он находится в стадии тестирования. Хотя, если мимикрировать под разработчика, самые нетерпеливые могут организовать таймлайн уже сейчас. 

На этой странице Facebook все рассказывает предельно понятно и подробно.

Новый профиль больше похож на главную страницу блога: сухая личная информация презентуется ярче и подробнее. В верхней части профиля наряду с аватаром пользователя будет также отображаться крупная фотография, передающая по словам Цукерберга, «суть страницы» . 

Многообразие Like

Помимо прочего, таймлайн создаст портрет пользователя как потребителя разнообразного контента. Появляются тематические «социальные приложения»: сериальные, музыкальные, новостные, кулинарные и т.д. Предполагается, что пользователь будет устанавливать приложения и фиксировать свои действия с помощью дополнительных кнопок. Функционал like расширится и получит новые формы: в зависимости от приложения появятся кнопки «Прочитано» (Read), «Прослушано» (Listened), «Просмотрено» (Watched), а также «Хочу» (Want). Приложения создаются в партнерстве с известными поставщиками контента. Цукерберг продемонстрировал новую функцию на примере приложения музыкального сервиса Spotify. Слушаешь музыку, нажимаешь лайки, формируешь собственную ленту музыкальных предпочтений, которая транслируется и твоим друзьям. Среди других партнеров: Netflix, Hulu, Wall Street Journal, Slate, Rdio и др. Впрочем, в развитии видео- и аудиоприложений Facebook столкнется с неизбежными проблемами. Как полагают аналитики, в ближайшие несколько лет набор контента, доступный через приложения, будет ограничен: одним, как Netflix, мешают американские законы (Video Privacy Act), другие настаивает исключительно на подписной модели, а значит, пользователи не смогут делиться музыкой со своими друзьями.

В России первыми партнерами Facebook по разработке собственных приложений станут медийные компании «Афиша» и «РИА-Новости». Очевидно, что в дальнейшем сотрудничества с социальной сетью в новом формате не избежать Zvooq.ru, ключевым видеопорталам (Ivi, Now.ru, Zoomby.ru) и другим СМИ.

Новый функционал like – в некотором смысле развитие давней идеи известного исследователя социальных медиа Клэя Ширки, который полагал, что традиционная кнопка ограничивает новостной фильтр Facebook и ставит пользователя в примитивные позитивистские рамки. Ширки считал, что соцсеть могла бы предложить медиаресурсам дополнительный функционал в виде кнопок «Очень плохо», «Скорблю» (в тех случаях, когда Like под новостью рука поставить не поднимается), «Весело». Facebook в результате предложила тематическую фильтрацию, отражающую не эмоциональную реакцию, а потребительские предпочтения пользователей.

Можно писать много

Facebook также обновила ленту новостей – и это заметили и обсудили многие. Во-первых, появилась метка Top Story для наиболее интересных и обсуждаемых записей. Во-вторых, внедрен тикер – блок на правой панели главной страницы Facebook, отображающий все действия друзей пользователя в соцсети в реальном времени. При наведении курсора на любую запись в тикере слева появляется развернутая версия сообщения, которое можно прокомментировать или «лайкнуть». В-третьих, Facebook увеличила размер фотографий в ленте новостей. В-четвертых, социальная сеть увеличила лимит знаков в статусе в 10 раз – до пяти тысяч. Последнее обновление – пожалуй, самое знаковое. Facebook продолжает последовательно реагировать на преимущества амбициозной Google+ (там ограничения на длину сообщения нет вообще). А главное – по сути, меняет концепцию социальной сети, эволюционируя в сторону универсальной блоговой платформы.

Это блоги?

Как считает эксперт по социальным сетям Эрик Куалман, Facebook нашел в себе «личности»: прежняя стратегия унификации пользователей будет сменяться выявлением и поддержкой ярких авторов. На это будут работать все последние изменения: и появившаяся возможность написать длинный статус, и большой размер фотографий в ленте, и новый, более яркий и личностный, вид пользовательского профиля, и недавно внедренная функция подписки на открытые обновления пользователей без необходимости добавлять их в «друзья». И если перспективы новых медийных приложений пока не совсем очевидны (поставщики самого интересного и перспективного контента – видео и музыки – до сих пор мечутся в поиске путей его монетизации и бодаются с правообладателями), то социальный потенциал Facebook теперь может раскрыться еще сильнее: содержание, которое создают пользователи, получает новую упаковку, а сами пользователи больше возможностей для самовыражения.