Facebook в последние недели перетянула на себя всеобщее внимание: социальная сеть показала несколько принципиальных нововведений и объявила, что число ее активных пользователей достигло 800 млн. Но рекордными показателями может похвастаться и ее конкурент Google+. По данным аналитической компании Experian Hitwise, с прошлой недели социальная сеть Google+ показала огромный прирост трафика в США. Посещаемость Google+ возросла на 1269%: на страницу соцсети зашли порядка 15 миллионов американцев против 1,1 миллиона неделей ранее. Судя по дополнительным пояснениям Experian Hitwise, речь идет о заходе на главную страницу соцсети, что объяснимо: 20 сентября Google+ открыла свободную регистрацию. Сколько из привлеченных пользователей завели аккаунт, неизвестно.

Чуть ранее появились и другие данные: по подсчетам аналитика Пола Аллена из Ancestry.com, число участников Google+ превысило 43 млн человек. При этом число пользователей соцсети Google+ выросло на 30% всего за два дня после старта свободной регистрации. В Google эти цифры не комментируют. Зато там давно с радостью объявили, что число ежедневных обновлений записей в их соцсети уже достигло миллиарда в день – то есть примерно такого же числа, как в Facebook. Одни наблюдатели просто поразились, услышав об этом. А другие попытались выяснить, как Google считает обновления. Выяснилось, что в компании делают это в высшей степени инновационным способом. Если некая запись или фотография публикуется пользователем и «расшаривается» на какой-то круг его друзей, то число обновлений считается равным количеству друзей, которые его видят. Опубликовали вы фотографию для 200 френдов – Google записал на свой счет 200 обновлений. При таком подсчете у Facebook с ее сравнительно честной методикой, конечно, нет шансов.

Упорство, с которым в Google+ скрывает информацию о своей пользовательской базе, понятно. В компании, по сведениям Adage.com, уже готовят пакетные предложения для рекламодателей, а им придется показывать не только общие цифры аудитории, но и ее качественные характеристики. С этим же пока есть несколько проблем. 

• 40 млн участников – цифра лукавая. Цукерберг говорит о 800 млн активных пользователей соцсети, а не просто зарегистрированных. Известно также, что в среднем свыше 50% пользователей посещают Facebook ежедневно. В Google+ таких данных не раскрывают. Можно опираться лишь на расчеты аналитиков и специалистов по соцсетям. Так, одни утверждают, что этот показатель у Google+ составляет не более 20%. Другие более оптимистичны: 30–35%. Эрик Куалман в интервью Slon.ru называл первых пользователей Google+ mystery shoppers, «тайными покупателями»: они приходят, присматриваются, но остаются верными своей первой и главной социальной сети. Таких, как я и многие мои друзья, которые заходят в социальную сеть Google в лучшем случае раз в неделю, чтобы посмотреть на разрекламированные обновления, думаю, немало. Что говорить, если Google+ забросили даже ее основатели Сергей Брин и Ларри Пейдж. Страницы топ-менеджеров Google не обновляются уже больше месяца. 

• Рекордному приросту участников, конечно, способствовала рекламная кампания новой социальной сети. Стрелка на главной странице поисковика настойчиво указывала сомневающимся пользователям, что новый сервис готов принять их с распростертыми объятиями. Но еще старожилы этого рынка, такие, как основатель Myspace Томас Андерсон, предупреждали много лет назад, что cоцсети губит открытая реклама: приходит много немотивированных пользователей, аккаунты создаются, а вот работающая сеть из них образуется с трудом. 

• Открытие свободной регистрации Google+ произошло на фоне масштабного апгрейда Facebook. И если на стадии запуска у Google были шансы перетянуть к себе часть качественной аудитории конкурента, то с каждым днем это становилось все сложнее. Facebook аккуратно и с любовью переняла лучшие опции Google+ (отельная просьба все-таки довести дело до конца и внедрить редактирование записей!), а заодно предложила революционную концепцию доставки контента пользователям. Google+ успела ответить на это многочисленными обновлениями, запомнить большинство из которых решительно невозможно. Например, в Google особенно гордятся возможностями совместной работы: теперь можно открыть участникам видеовстречи доступ к экрану своего компьютера, «вместе порисовать на доске, делая заметки, наброски и схемы». Наверное, это то, чего не хватало в провалившейся Google Wave, но недостаточно для привлечения сотен миллионов лояльных пользователей. 

Рост пользователей социальной сети Google+, млн

Источник: Ancestry.com

Рост трафика plus.google.com в США

Источник: Hitwise